Meta только на словах. Что такое метавселенная на самом деле и почему Facebook далек от ее внедрения
На прошлой неделе компания Facebook, владеющая крупнейшей одноименной социальной сетью мира, сменила название на Meta.
Основатель техгиганта Марк Цукерберг объяснил это тем, что компания строит метавселенную — виртуальный мир, объединяющий все существующие технологии и устройства. Meta продолжит работать над своими проектами Facebook, Instagram и WhatsAp, а разрабатывать метавселенную будет параллельно.
Как человечество будет общаться с помощью собственных аватаров и превратится ли метавселенная в обыденную реальность, слушайте дальше на Радио НВ. Нико Харчилава, project manager в Клубе ангельских инвесторов iClub.
Нико Харчилава
Проектный менеджер iClub
— Что такое метавселенная и откуда происходит это понятие?
— Термину «метавселенная» уже большое количество лет. История тянется еще из литературы о виртуальных мирах, которые соприкасаются напрямую с реальной жизнью человека и пользователя.
Самое главное в понятии «метавселенная», что это децентрализированная система, у которой нет одного собственника — компании Facebook или какого-то государства. То есть этим не владеет никто и ничто. В этой вселенной ты работаешь, живешь, развлекаешься. Можешь из этого состояния переходить в офлайн, и нет никаких пауз, никаких остановок.
Все вещи из онлайна автоматически переносятся в офлайн-режим. Представьте, у вас рабочий корпоратив, но офис находится в трех тысячах километров от вас. Вы подключаетесь к платформе, где у вас есть 3D-аватар, попадаете на этот корпоратив, прогуливаетесь по локации, играете в игры с коллегами, которые не могут присутствовать физически, с их аватарами. По сути этот рабочий корпоратив, который проходит в онлайне, дублирует все, что происходит в реальном мире: видно людей, которые ходят, при этом видны онлайн-персонажи, и ты взаимодействуешь в неком гибриде онлайна и офлайна.
— Чем отличается метавселенная от современного интернета?
— Есть автор Мэтью Болл, который написал несколько материалов о метавселенной, и он очень четко и интересно выделил, чем метавселенная отличается от обычного интернета. Метавселенная должна быть постоянной, она не должна перезагружаться, приостанавливаться или заканчиваться. Тот же Facebook в октябре упал и в течение дня был недоступен, этого не должно быть в метавселенной. Она должна быть без ограничений по количеству пользователей. И функционирующая экономика.
Сейчас как работает интернет? У тебя есть куча продуктов, ты покупаешь в каждом этом продукте какие-то отдельные дополнительные фичи, но ты не можешь с этими фичами перейти в другой продукт.
Есть активисты, которые говорят, что метавселенная уже наступила, она работает, через пять лет мы с вами будем полностью в виртуальной реальности. Мое мнение, что это не так. Посмотреть на продукты, тот же Facebook, это централизированная компания, за ними решение, будут ли они тебя пускать как пользователя в свой продукт или нет. А суть метавселенной, чтобы этого рычага не было в принципе.
— Какие еще техгиганты начали работать над метавселенными и возможно ли их объединение для разработки единой метавселенной?
— Корпорация, которая владеет Epic games, которая в свою очередь владеет Fortnite, они постоянно в своей коммуникации говорят, что «мы мета-вселенная». Остальные хайповые проекты по типу Roblox. В какой-то степени можно назвать Microsoft, либо же Snapchat, который развивает свой хардвер и софт. То есть, они делают VR, AR очки и при этом создают дополнительный софт.
Но первый миф — люди думают, что мета-вселенная только про VR или AR. VR по сути — это очки виртуальной реальности, а АR — это дополненная реальность через гаджет. Нужно понять, что это не только про VR и АR. То есть VR и АR — это один из способов взаимодействия с метавселенной.
Касательно того, может ли это объединиться, активисты говорят «да», пессимисты говорят «нет». И на самом деле, даже идея метавселенной разделилась на две части: децентрализированную и централизированную. Идеальный пример последней — это фильм Первому игроку приготовиться. Там была одна компания, которая давала доступ к виртуальному миру, и эта компания хотела завладеть всем. Мое личное мнение, что если это и произойдет, и это будет децентрализировано, это история 20−30 лет.
— Какие трудности существуют для развития метавселенной?
— В первую очередь — это модерация контента. История показывает, что в том же Roblox были секс-вечеринки. В проекте Децентреленд, где можно продавать виртуальную землю, ребята сделали казино и нанимали физических людей в виде аватарок, чтобы они были крупье и проводили эти казино-игры.
Приватность. Продажа данных — это все хорошо, все супер, но мы видим, как сейчас происходит баталия между Apple, Google, Facebook относительно приватности данных.
И интеллектуальная собственность. Каждый в ней создает что-то свое, физически он не может владеть всей этой метавселенной. Он имеет право при этом брать какой-то объект, который он купил, не имеет значения в офлайне или в онлайне, по всем продуктам, которые есть в этой мета-вселенной.
— Сейчас цель-вселенная — это хайп? Сверхценная игрушка? Или будущее, которое ждет нас уже в следующих десятилетиях?
— Не нужно воспринимать метавселенную, как вещь, которая изменит это мир через пять-десять лет. Самый обычный базовый пример — это самоуправляемые машины. В 2017 году, в 2015 году большие медиа писали о том, что надо пять лет, и машины будут управляться сами. 2021 год, мы видим историю с проблемными тестами Tesla, видим кучу статей о том, что технология еще не готова.
Я предполагаю, что то же самое будет и с мета-вселенной. То есть, это не история пяти-десяти лет. Нужно воспринимать эту вселенную, как рациональное развитие интернета. Это то, чего не хватало раньше, и то, чего можно достичь сейчас при помощи технологий. Потому что если бы не было истории с пандемией, скорее всего о метавселенной не говорило бы такое большое количество людей, как сейчас.
Слушайте подкаст на эту тему

Подписаться на ежедневную email-рассылку материалов раздела Техно Рассылка о том как технологии изменяют мир подписаться Каждый понедельник