Занимайтесь великим и будьте уникальны. 10 советов для стартаперов от Гая Кавасаки, легендарного бренд-евангелиста Apple
Гай Кавасаки — один из первых работников компании Apple, известный бренд-евангелист «яблочной» продукции, уже давно ставший иконой для tech-предпринимателей со всего мира.
В пятницу, 29 октября, он выступил на презентации инициативы Восток: Перезагрузка, представленной Проектом USAID Экономическая поддержка Восточной Украины, где поделился 10 советами для стартаперов и предпринимателей о том, как добиться успеха. НВ публикует полный текст речи Кавасаки.
У страны действительно есть выдающийся потенциал — вы можете стать следующей Кремниевой долиной, но, будем честными, для этого нужно много усилий и много нравов. И, конечно же, необходимы определенные инсайты. Я надеюсь, что смогу вам дать их. Вот мои ТОП-10 советов для тех, кто хочет стать звездами:
1. Помните, что в фокусе любой компании — создание клиентов. Многие люди, запускающие свою компанию, думают, что нужно создать рабочие места либо захватить Вселенную, либо накопить капитал. Это все важные вещи, но с фундаментальной точки зрения компания — это создание клиентской базы. Если вы создаете свою потребительскую клиентскую базу, то все остальное уже вытекает из этого.
2. Задайте очень простой вопрос: что после этого? Если вы посмотрите на Microsoft, Apple или Google, то, возможно, у вас будет соблазн задуматься: ага, у них фактически есть планы по захвату планеты, они хотят продвигать такие огромные проекты. Но как работают стартапы у нас, в Кремниевой долине? Они задают очень простой вопрос: так что, какой у нас сценарий? То есть у вас есть определенное видение, инсайты, мысли о том, что вам принесет с собой будущее – вы берете их и задаете себе этот вопрос. Много лет назад вы могли бы сказать: большое количество людей будет иметь смартфоны с камерами, которые будут подключены к сети, благодаря чему можно будет посылать фотографии — что после этого? И вы бы запустили свой Instagram. Если вы верите, что запуск компании даст вам ответ на то, как добиться глобального доминирования, то это немного не то — вам нужно задавать очень простой вопрос: что дальше?
3. Прыгните к следующей кривой. Предпринимательство начинается с прыжка к следующей кривой – вы не остаетесь на одном этапе, делая то же самое. Например, в США когда-то добывали лед так: люди шли на какой-нибудь замерзший пруд или озеро и рубили там лед на куски блоками. Это лучше, чем когда вы самостоятельно шли на тот же пруд, ведь можно было купить этот лед у них. Но все равно существовало огромное количество проблем — например, на улице должна быть зима. Потом начали появляться фабрики льда, которые могли замораживать воду в лед. Это отличное преимущество. Третий виток – это уже холодильники. Наконец-то мы начали их производить! Что это значит? Что это за этап? Вам не нужно было жить у фабрики со льдом, у вас была своя собственная «фабрика льда» — это холодильник.
Какой самый важный урок можно из этого извлечь? Не все компании, начавшие с добывания льда, в конце концов стали фабриками, начавшими производить холодильники. Многие умерли на том же этапе, потому что они определяли свой бизнес в пределах того, что уже делали. Компаниям следует помнить о преимуществах, которые они предоставляют, создавая клиентскую базу. Если говорить о ледовом бизнесе, вы создаете клиентов, даете им удобство, возможность что-то охладить, чистоту, то есть предоставляете преимущества. Неважно, вы делаете это, собирая лед, добывая его на фабрике или производя холодильники — вы должны держать руку на пульсе и помнить, что ваши клиенты должны получать преимущества.
Читайте также:

Доминик Пиоте Об украинских единорогах. Почему успешные стартапы не зарегистрированы в Украине
4. Многие слышали о МVP — минимально жизнеспособном продукте. Я добавил к этому определению еще две буквы V: жизнеспособный, ценный и подтверждающий что-то. «Жизнеспособный» — это когда вы зарабатываете деньги и преуспеваете, а ваш продукт может поддержать саму компанию. «Ценный» означает, что вы делаете то, что изменяет мир; создаете, как Macintosh у Стива Джобса. Подтверждение — это когда вы берете свое видение, отвечаете на вопросы «так что?» и тестируете это внутри своей компании.
5. Когда вы запускаете компанию, нанимайте людей с энтузиазмом, которые любят то, что вы делаете, и верят в вас и вашу идею — это самое важное. Если у вас очень большая компания, то это не столь важно, потому что на этом этапе все эти роли уже распределены — возможно, даже не нужно столько этой страсти. Кто просто ходит себе на работу и работает. Но на уровне стартапа вы больше как семья — здесь должна быть страсть, энергия, свет внутри, вы должны этим жить. Большинство людей верят, что когда вы нанимаете кого-то, нужно это делать исходя из образования и практического опыта. Но я бы добавил еще третью характеристику: вы должны нанимать людей, которые верят.
К примеру, если посмотреть на мой опыт в Macintosh, то у меня было совсем не то образование, я вообще психолог по специальности. У меня был не тот опыт, ведь в свое время я работал в ювелирном бизнесе. Но когда я увидел компанию Macintosh, я поверил в них и подумал: боже, это будет лучшее, что вообще когда-то существовало в этом мире. И хотя у меня не было соответствующего образования и опыта, я искренне верил, что смогу стать успешным в этой компании. Итак, если вы находите кандидата, который действительно верит в вас, но у него нет соответствующего образования или опыта, не отвергайте эту кандидатуру. Есть и обратная сторона медали. Если вы найдете человека с лучшими образовательными характеристиками, с лучшим опытом, который не верит в вас, не нанимайте его на работу. Чтобы стартап «выстрелил», нужна вера.
6. Заботьтесь о великом. Что такое великие, глобальные вещи? Когда вы предприниматель, очень часто вас отвлекают какие-нибудь мелочи. Когда их много, то это выглядит как будто все неплохо — вы постоянно чем-то заняты: логотип, заказ, логистика и т.д. Но о чем вы в конце концов должны беспокоиться — это создание клиентской базы. Когда вы это сделали, завершайте работу над прототипом и затем выводите его на рынок. Занимайтесь чем-нибудь глобальным. Перестаньте волноваться о логотипах, графиках, палитре – завершите прототип, выведите его на рынок и улучшайте.
7. Get high and right. Речь идет не о политике и не о наркотиках, а о вдохновении. Представьте график, имеющий горизонтальную и вертикальную ось. На горизонтальной оси мы измеряем ценность того, что вы делаете; на вертикальной — насколько это необычно или уникально.
График имеет четыре угла: справа внизу – это то, что полезно и ценно, но не дифференцировано, – то есть вам придется постоянно соревноваться за цену. Слева наверху — что-то действительно уникальное, отличающееся, но не ценное. Внизу слева — не ценный продукт и совершенно не уникальный. К примеру, еще несколько лет назад покупать собачий корм онлайн в США было совершенно не ценно — конечно, можно было найти более дешевый товар, но вы все равно платили за доставку. И существовало шесть идентичных способов приобрести онлайн эту еду. Это самый плохой уголок — вы не дифференцируете и не даете ценность. Зато вам хочется добраться вверх, к уникальным и ценным вещам.
Посмотрим на iPod: когда он впервые вышел, это было что-то удивительное, уникальное, ценное; это был девайс с соответствующим интерфейсом, которым можно было легко оперировать. Вы могли выбрать музыку от шести основных поставщиков, то есть фактически покупали ее, не было никаких пиратских копий. Трек стоил 99 центов, это было совершенно не дорого, но в конце концов это были деньги. И важно, что такого больше нигде не было. Это был единственный продукт, который имел соответствующий пользовательский интерфейс, широкий спектр законно полученной музыки и композиций, сам iPod стал уникальным и ценным. И в этом заключался его успех. Все в нашей жизни должно идти в этот правый верхний угол. Если вы являетесь человеком, который дает эту уникальность и ценность, то вы будете успешными. Если вы являетесь уникальным партнером или партнершей, то ваша семья будет крепче и счастливее.

8. Churn, baby, churn. В США существовала группа политических революционеров Черные пантеры, произносившие: Burn, baby, burn! — гори, крошка, гори! Я же говорю «churn, baby, churn!», ведь считаю, что предприниматели прежде всего должны думать об оттоке клиентов. Поэтому нужно постоянно думать о новых версиях продукта. Это самое трудное для предпринимателя — после того, как вы уже столько инвестировали в то, чтобы создать и доставить продукт, вы физически и ментально истощены и не хотите его улучшать, а просто хотите остаться на том же этапе. Но нет, вам нужно обеспечивать движение, динамику.
В Macintosh мы потратили два года, чтобы добиться этой динамики, запустить процессы, создать вы хотите просто оставаться на том же этапе. Нет-нет, нужно постоянно обеспечивать это движение, динамику. Мы в Макинтоше два года потратили, чтобы эту динамику как-то запустить, создать первый Mac, затем другой, после чего iMac и т.д. На улучшение версий продукта ушло десятилетие, но очень важно не останавливаться — двигайтесь! Многие верят, что инновации, революции, стартапы — это о ломании стереотипов.
Читайте также:

Роберт Бассили Сколько нужно инвестиций, чтобы запустить стартап
9. Умейте изменить свое мнение. Некоторые думают, что такая ментальная адаптивность — это глупость. Нет, это несомненный признак смелости и разума. Приведу пример Apple. Когда Стив Джобс представил iPhone, он сказал: «Это наш инновационный подход к использованию стандарта на основе Web 2.0, что дает возможность разработчикам создавать чрезвычайные приложения, при этом сохраняется безопасность и надежность iPhone». Он сказал, что iPhone — это закрытая система, и единственный способ, как добавить туда новые функции — это использовать Safari-плагин».
В 2007 году представляют Mac OS X Leopard, новые открытые платформы — мы повернулись на 180 градусов от закрытой до открытой системы операционных систем. Люди смогли разрабатывать сами любые приложения. Без этого изменения Mac и iPhone оставались бы закрытыми системами, и я не думаю, что существовало бы столько приложений, iPhone бы просто умер как концепция. Поэтому нужно менять ход своих мыслей, адаптироваться — это свидетельствует о храбрости и разуме, интеллекте.
10. Игнорируйте тех, кто не верит. Не слушайте тех, кто говорит, что чего-то подобного нельзя достичь в Украине только в Кремниевой долине. Все это чушь. Есть два типа таких людей. Первые — это лузеры, неудачники. Неудачники не так опасны, потому что лузер будет слушать только лузера. Но вы не лузер и не неудачник, по этому поводу я не волнуюсь. Настоящая опасность состоит в том, когда кто-то очень могучий, с властью, известный говорит, что этого нельзя сделать из-за нехватки возможностей или ресурсов. И мы совершаем ошибку, считая, что влиятельные и богатые люди всегда умны. Очень часто это не так.
Приведу пример: «В этом телефоне слишком много недостатков, чтобы считать его хорошим способом для обеспечения коммуникации», — Western Union 1876 сказал это о телефоне, заявив, что он не имеет для них никакой пользы. Western Union продолжали работать с телеграфом, фактически оставшись в то время на первом этапе своего развития.
«По какой причине кто-то захотел бы иметь компьютер дома?» — Кен Олсен, основатель Digital Equipment, 1977 год. Это человек, который многое сделал для этой сферы, но персональные компьютеры Олсен не воспринял. Он имел столь большой успех с миникомпьютерами, что не мог понять, как же эта концепция перейдет в персональные компьютеры. И наверняка те, кто сейчас стоит за концепцией персональных компьютеров, не воспринимает смарткомпьютеры.
Последний пример — руководитель IBM в 1943 году Томас Уотсон: «Я думаю, что мировому рынку необходимо около пяти компьютеров». У меня самого сейчас дома пять компьютеров. Представьте, что Стив Джобс встретился бы с Томасом Уотсоном в 1943 году, и тот сказал бы ему: «Стив, не запускай Apple, потому что на весь мир нужны только пять компьютеров». Тогда бы не было Apple. Такой негатив опасен, так что учитесь игнорировать его.