Санкции по-украински или бумеранг замедленного действия
Безудержные гонки в категории санкций стали уже традицией внутриполитической жизни. Многие по инерции приветствуют крутые меры. Раз применили, значит было за что, то есть, так и надо.
Тем более неожиданным оказался новый вираж в этом непрофессиональном виде политического спорта. К удивлению, впервые из уст высокого чиновника публично прозвучало признание ошибок с применением принудительных ограничений.
На последнем брифинге секретарь СНБОУ Алексей Данилов сообщил, что список лиц, подозреваемых в особом криминальном статусе «вора в законе», был составлен не совсем точно. В качестве смягчающего обстоятельства чиновник назвал это ошибки «бессознательными». Видимо, совершенными в бессознательном состоянии.
Виновные восемь официальных лиц, которые на рабочем месте дали маху, наказаны по всей строгости закона. Они подставили Президента Украины, возглавляющего СНБОУ. И теперь уволены из органов, понижены в званиях или получили выговоры. Это — справедливо. Ведь ошибки были совершены относительно не одного, не пяти, не десяти, а 108 человек.
Но проблема не в том, что списки были составлены на глаз и, в итоге, пришлось покаяться перед перспективой нарастающего кома судебных исков. Санкции против заподозренных «воров в законе» сработали, как бумеранг против организаторов. Закон «О санкциях», принятый в 2014 году, давно требует ревизии и выстраивания действительно эффективного и правового механизма.
Основная причина — в конструктивных недостатках маховика. Особенно это видно в сравнении с зарубежной практикой. В качестве такого примера можно привести США, где санкционная политика является действенным инструментом. Применение санкций в Штатах осуществляется на основе законов, которые можно условно разделить на общие и специальные.
Первые регламентируют различные аспекты и механизмы применения санкций в принципе. Среди них можно выделить Закон о торговле с враждебными государствами, Закон об иностранной помощи, Закон о чрезвычайных положениях, Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях, Закон о контроле над экспортом, Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни, Закон об иностранных наркоторговцах, Закон о торговле чистыми алмазами.
Вторые — устанавливают отдельные санкционные режимы в отношении конкретных субъектов, такие как Закон о свободе Кубы, Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестировании.
Законодательство позволяет президенту США объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или недружественного деятеля, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США. Для этого издаётся специальный указ. В рамках этого режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия.
Срок действия таких санкций ограничен законом и составляет ровно год. Если он не пролонгируется, то по истечению срока ограничения прекращают действовать. В то же время, они могут быть продлены соответствующим указом президента или отменены Конгрессом США.
На случай, если Палата Представителей и Сенат, проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения, Конгресс не является только органом согласования. Американский парламент может вводить ограничительные меры или изменять уже действующие санкционные режимы.
В США также прекрасно функционирует система, которой не хватает Украине, а именно — контроля за санкциями. Большинство координирует Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department). В регулировании режима санкций также участвуют Госдеп (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Пентагон, Минэрго, Минюст, Минторг и другие ведомства.
Виды санкций не являются чем-то необычным в США. Они обладают особой эффективностью за счёт политического, военного и финансового веса страны. Ограничение доступа на финансовый рынок США создает большие проблемы для крупного бизнеса и государств, которые зачастую критично зависят от доступа к заёмным средствам.
В США прекрасно функционирует система, которой не хватает Украине, а именно — контроля за санкциями.
Американские граждане, зарегистрированные в США компании и их филиалы, вступая в экономические отношения с объектами санкций (физ- и юрлицами), подвергают себя риску, вплоть до риска банкротства. Ограничения экспорта определенных групп товаров, в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения — требует поиска соответствующих товаров-субститутов. На деле это сложно и не всегда возможно.
США способны заставить соблюдать наложенные ими санкции, чего тоже нет у нас. Существует разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. За этим следит Управление по контролю иностранных активов. Предусмотрены фиксированные суммы штрафов, которые могут быть скорректированы с учётом инфляции. Например, с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный штраф в размере $83 864, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере $284 582 или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций. Это базовые ставки штрафов, окончательный размер которых рассчитывается исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций.
OFAC оценивает каждое нарушение, исходя из его тяжести и того, сообщил ли нарушитель добровольно о своём проступке. Исходя из этого, могут быть наложены различные штрафы, а кроме этого предусмотрена и уголовная ответственность, лишение свободы на длительный срок. Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям.
И последний штрих к отличиям санкционных политик Украины и США. В Америке не накладывают санкции на своих граждан. В случае нарушения ими законов и совершения противоправных действий против интересов страны, они привлекаются к ответственности в судебном порядке, в соответствии с законодательством.
Имея возможность сравнить уровень организации санкционных систем Украины и США, а также возвращаясь к извинениям за ошибки, напрашивается желание привести их в соответствие. Можно найти примеры непродуманной санкционной политики и в других государствах. Ответная реакция фигурантов санкций порождают судебные тяжбы, политические акции. История латиноамериканских стран тому подтверждение.