Что показал кейс ТМ YARO и почему не брать на работу украиноязычных — плохая идея
Украиноориентированность брендов и почему это должно стать нормой.
На этой неделе есть два интересных случая, когда компании за считанные часы потеряли многолетнюю репутацию на рынке. ТМ YARO из-за некорректного и оскорбительного антиукраинского анекдота и фото из Москвы, которые позволила себе основательница бренда, а IT-компания «Affreact» из-за отказа принять на работу украиноязычного кандидата.
Как результат — продукция бренда YARO изъята из всех крупных ретейлерских сетей (что эквивалентно фактической смерти бренда). А employee brand компании «Affreact» среди потенциальных сознательных кандидатов достиг отметки ниже нуля.
Кажется, что на 8-й год войны с Россией 90% (если не все 100%) компаний, торговых марок и отечественных брендов должны были принять за основу поддержку и пролонгацию украинского и украинскости. Поскольку на сегодня это не только вопрос внутренней ответственности, а в значительной степени вопрос репутации, которая конвертируется в деньги. В денежном эквиваленте репутация важна, поскольку наиболее лояльные 10% клиентов тратят в три раза больше, чем остальные 90%. Зато 1% самых преданных тратит в 5 раз больше, чем остальные 99%.
Украинориентованность как залог хорошей репутации компании и выразитель сознательности ее сотрудников и руководителей должна быть утверждена на уровне стратегий компании, стратегий коммуникационных, а затем хорошо прокомунницирована среди работников и задекларирована публично. Здесь стоит добавить целом и о необходимости поддержки украинского продукта, компаний, брендов инструментами гуманитарной политики государства. Это касается в целом всей культурной, образовательной и социальной сферы. В контексте подобных ситуаций гуманитарная политика должна всячески способствовать поддержке украинского языка в кино, книжной продукции, СМИ и медиа. И наоборот, применять системы санкций и штрафов в случае откровенной антиукраинскости брендов.
Подобные антиукраинские позиции (как в случае YARO и «Affreact») непосредственно влияют на:
1. Репутацию бренда в целом среди покупателей. Ибо, как показывает первый кейс с ТМ YARO, потребитель воспринимает бренд, его продукцию и идею целостно. И если идеи бренда или его учредители имеют откровенную антиукраинскую позицию, потребитель будет искать проукраинскую альтернативу (которой, кстати, на рынке достаточно).
2. Бренд работодателя. Чувствительное к репутации поколение Z и сознательные специалисты все чаще обходят стороной компании, которые «зашкварились», выбирая вместо этого социально ответственные бизнесы, которые питают эту культуру внутри компании.
3. Уровень прибыли и стоимость бизнеса в целом (непосредственно зависит от первого пункта).
Какое решение можно предложить, чтобы в будущем избегать таких факапив? Все логично и просто: выбирать украиноориентированность краеугольным камнем бизнеса. Это очевидный момент, хотя почему-то до сих пор не является общепринятым аспектом деятельности большинства отечественных предпринимателей.
Мы определили несколько принципиальных и важных для нас вопросов и следуем определенной нами проукраинской стратегии.
1. 95% тайтлов издательского портфеля выдаются исключительно на украинском (при имеющихся квотах не менее 50%) и это позиция издательства. Vivat с 2014 года взял курс на издание книг только на украинском. И сегодня мы издаем около 95% книг на государственном языке, поддерживая распространение украинской книги и ее популяризацию;
2. Львиная доля наших сотрудников на работе общается на украинском. Мы способствуем и поощряем это, несмотря на то, что мы функционируем в рамках русскоязычного региона. У нас практика, когда один день в неделе все говорят исключительно на украинском. Во время собеседований новых кандидатов мы проверяем знания языка.
3. Мы поддерживаем отечественные инициативы и оказываем поддержку украинской армии, пополняя фронтовые библиотеки.
Ешьте сознательно, выбирайте ответственно, поддерживайте и создавайте украинское. Потому что украинское — это тренд. Выбирая вектор украинориентованности вы заботитесь о своей репутации. А репутация — это капитал бизнеса.