Первый вице-премьер-министр Алексей Любченко: как оправдать ожидания?
Если говорить о макрофинансовой ситуации, то на сегодняшний день Украина находится в достаточно нетипичной диспозиции.
С одной стороны, наблюдается выполнение доходной части государственного бюджета как налоговой, так и таможней, несмотря на определенные проблемы с заимствованиями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
С другой, видим, что реальный ВВП за первый квартал этого года упал на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промышленное производство также сократилось примерно на том же уровне. Причины: пандемия, волатильность, инфляция, несет значительные риски.
К сожалению, в воздухе все больше пахнет весной 2008 года. Тогда тоже ситуация в Украине выглядела контролируемой, однако в конце концов мир накрыл глобальный экономический шторм. Такое развитие событий сейчас не исключено. Инфляционный процесс запущен по всему миру в результате активных финансовых вливаний в экономику за время пандемии.
В условиях цейтнота необходимо действовать уже сегодня, пока не поздно. С этой точки зрения кадровые перестановки в правительстве, в частности в экономическом блоке, — актуальны, как никогда. Примечательно, что был назначен не просто новый Министр экономики, но Первый вице-премьер, который будет курировать весь финансово-экономический блок страны.
Суть этой должности заключается в том, что тот, кто ее занимает, будет иметь полноценную картину происходящего в сфере экономики и финансов. Присматривать за доходами и расходами, балансировать различные политики в отрасли, предотвращать существующие риски.
Среди основных вызовов — восстановление и рост экономики, скоординированная работа над сдерживанием инфляционных процессов бок о бок с Нацбанком. Также это — выполнение доходной части бюджета и управления долгом. По поводу последнего следует напомнить, что впереди нас ждут пиковые выплаты как по внешним, так и внутренним заимствованиям, что ощутимо выросли за последний год.
Конечно, назначение первого вице-премьера призвано восстановить еще и утраченное доверие и придать новый импульс сотрудничества с международными партнерами, прежде всего с Международным валютным фондом.
Читайте также:

Джеймс Брук Что обещают три новых министра
Как мы знаем, ранее правительство несколько раз инициировало пересмотр программы с МВФ, и все попытки были неудачными — Украина осталась ни с чем. Считаю подобную ситуацию недопустимой. Она несет очевидные угрозы для нашего государства, начиная от экономических и заканчивая геополитическими. Поэтому работа, направленная на достижение конкретного результата — просмотр программы и получения следующего транша — наибольший приоритет.
Следующее — это бюджет на 2022 год, а именно его дефицит. Сейчас Минфину трудно сбалансировать проект с дефицитом, меньше 5%. МВФ видит в этом большой риск и требует его сократить до 3%. Очевидно, что стороны найдут компромисс, однако Украине уже сейчас нужно готовиться к радикальному уменьшению расходов, чтобы стабилизировать ситуацию.
Также Украина нуждается в продолжении реформирования системы государственных финансов, в частности подходов к бюджетному планированию, о чем говорится в Меморандуме. Собственно, это и будет поворотным моментом в отношениях с МВФ, а именно внедрение среднесрочного бюджетного планирования, переход к методологии base line estimates. Наработки по этим направлениям нужно показать в проекте бюджета на 2022 год и в бюджетной декларации на следующие три года.
Давайте перечислим другие реформы в сфере финансов, на отсутствие которых МВФ не будет закрывать глаза.
1. Создание БЭБ и ликвидация ГФС. Правительству необходимо ускорить работу по этому направлению, ведь это требование может стать предварительным условием разблокирования программы финансирования. Не говоря уже о том, что все возможные сроки (декабрь 2020 — январь 2021), прописаны в Меморандуме, — давно прошли.
2. ГНС. Ситуация здесь не такая критическая, как с БЭБ и ГФС, однако вопрос рискориентированного аудита, а также другие внутренне системные преобразования (например, конкретные результаты создания единого юридического лица и т.п.) останутся в фокусе МВФ.
3. Создание Debt management office — Агентства по управлению внешним долгом, который должен стать независимым государственным институтом.
Не надо забывать и о других критических реформах (антикоррупционная реформа и верховенство права, безусловно, остаются основой основ) в сфере энергетики (например, задолженность производителям зеленой энергетики, энергетический баланс и т.д.), о необходимости скорейшего запуска рынка земли — имплементации уже наработанного законодательства. В этом контексте важно завершить формирование Министерства аграрной политики, которое за год так и не было создано.
После недавнего скандала с увольнением Андрея Коболева с должности председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» вопрос реформы корпоративного управления приобрело немалое значение. Поэтому уже новому главе Минэкономики нужно будет убеждать МВФ в том, что реформа корпоративного управления продолжается и она работает. Вызов — серьезный, работа — колоссальная.
Как это сделать?
По инициативе премьер-министра создать в пределах Кабмина под операционным руководством Первого вице-премьера — министра экономики Проектный офис, который помогал бы последнему в его работе и координировал выполнение условий программы, закрепленной в Меморандуме с МВФ. Ведь сегодня перед Кабмином стоят серьезные вызовы, и этот высший коллективный орган исполнительной власти должен взять на себя лидерство, чтобы воплотить эти амбициозные цели. Прежде всего достичь соглашения с МВФ и получить новый транш, подготовить сбалансированный бюджет на следующий год. Шире — восстановить украинскую экономику и встроить ее в постковидный мир.