Особые люди. Кем были Киево-Печерские преподобные отцы, покоящиеся в Ближних пещерах
11 октября ПЦУ отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, покоящихся в Ближних пещерах. Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий в своем материале специально для НВ рассказывает об истории и традициях этого дня.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
Нам, людям XXI века, крайне сложно понять, что мы ходим, работаем, живем рядом с великими святынями. Поэтому мы организовываемся в далекие паломнические туры к святыням Иерусалима и Палестины, на Святой Афон и в Грецию, даже иногда забывая, что благодати, с подвижниками, с теми, кого Господь прославил среди нашего народа, с нашими родственниками, мы вообще никогда не встречались, их не посещали и ничего о них не знаем.
Кто держал в руках церковный календарь, то не мог не заметить, что почти каждый день в Месяцеслове отмечены жирным шрифтом дни памяти печерских угодников, что своими нетленными мощами почивают в Ближних и Дальних пещерах Киево-Успенской Печерской лавры, и которые со времен крещения Руси подвизались на святых холмах над Днепром в пещерах.
Читайте также: Апостол любви. История и традиции дня святого Иоанна Богослова, который был свидетелем Преображения Иисуса Христа
Киево-Печерские подвижники — это особые люди, монахи, посвятившие себя Богу и отреклись мира и того, что в мире. Одни из них были даже затворниками, то есть такими, которые определенное время своей земной жизни просидели только в закрытой, часто замурованной, с одним окошком только для подачи хлеба и воды, пещерке, размеры которой даже не достигали тела обычного человека. Они молились день и ночь, а пищу потребляли раз в неделю, или еще реже. Конечно, среди монахов были и врачи, такие как преподобный Агапит, были летописцы, такие как преподобный Никон и Нестор, были и те, которые отреклись всего богатства и соблазнительной власти — преподобные Варлаам и Николай Святоша, бывший князь Луцкий, были преподобные Прохор Лободник, который пек хлеб, и Марк гробокопатель. Всех их объединял один подвиг и одна молитва, а еще больше — вера в Бога. Над всеми ними стояли два крупнейших светоча — начальники киево-русского монашества — преподобные Антоний и Феодосий Печерские, которые дали пример великого подвига и устав общей монашеской жизни.
Пещеры, в которых сначала проживали монахи, состояли из двух подземных участков со своими лабиринтами и комнатками, а также устроенными подземными церквями и трапезами, куда сходилась братия для потребления незначительной, преимущественно растительной, пищи. Сначала к преподобному Антонию, который пришел с Горы Афон, приходили на молитву и подвиги те, кто хотел иноческой уединенной жизни. По мере того как число братии росло, становилась потребность в новых пещерах и Антоний с небольшим числом братии перешел на новое место, близ первых.
Печерский монастырь рос. Киевские великие князья стали обращать на подвиги монахов внимание, помогать монахам, фондировать свое состояние. Так же делали и знатные вельможи. Но больше всего о Печерском монастыре, как обители глубокой веры и молитвы, заботилась Пресвятая Владычица Богородица, имевшая здесь один из Своих уделов. Чудесным образом, о котором рассказывается в Киево-Печерском Патерике, особой составленной книге, в которой помещены жития угодников Божьих святых печерских, Матерь Божия способствовала построению Великой Успенской церкви, которая согласно нашей Летописи была освящена в 1089 году.
Когда была построена Большая церковь и кельи, то монахи перестали жить в пещерах, только некоторые подвижники оставались там. Постепенно в этих пещерах братия стала погребать подвижников монастыря. Так сложился особый ансамбль и ландшафт древней Печерской обители, получившей в княжеские времена звание лавры и архимандритии. Территория, которая находилась поодаль от Великой Успенской церкви, в позднем средневековье стала называться Дальние пещеры, а та часть, которая находилась неподалеку от храма, стала называться Ближние пещеры. Архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры формировался веками, претерпел разрушения половецкого и монголо-татарского нашествия в старые времена, разрушения от своих и др. врагов, от советского режима и воинствующих безбожников. Но каждый раз воскресал и своими золотыми куполами украинского барокко манил глаз паломников и богомольцев.
Читайте также: Праведных Богоотцов Иоакима и Анны. История и традиции церковного праздника, во время которого молятся за семью
Со временем в Дальних и Ближних пещерах своими нетленными останками стали почивать большие и славные чудотворцы и всемирные христианские светильники великого подвижнического духа и нашего с вами рода. Окончательная их канонизация состоялась при митрополите Петре Могиле (1632−1647). В это же время, кроме преподобных и богоносных Антония и Феодосия, которые стали почитаться святым еще с княжеских времен, было установлено память многим подвижникам отдельно и вместе. Стали почитать общий Собор Киево-Печерских святых, что телами покоятся в Дальних и Ближних пещерах, — 124 преподобных, из них 51 — в Дальних и 73 — в Ближних пещерах. Так же еще есть 30 мироточивых глав, принадлежащих неизвестным Печерским подвижникам, и которые источают целебное миро. Начиная с середины ХVII в. всем преподобным Печерским была составлена служба с песнопениями и определены дни особенно почитания.
11 октября по н. ст. почитается соборная память 73 преподобных, почивающих в Ближних Антониевых пещерах. Мы не будем перечислять их имена, но среди них есть весьма уважаемые отцы-подвижники — Агапит, врач безвозмездный, Алипий Иконописец, Варлаам, игумен Печерский, Евстратий Преподобнемученик, Ефрем Печерский, Илья Муромец, Иоанн Постник, Лаврентий Затворник, Марк Гробокопатель, Нестор Летописец и др. Все преподобные отцы лежат в гробах, в нишах, так наз. аркосолиях, вдоль пещерных лабиринтов, одетые в прекрасные нарядные ризы, каждый согласно своему сану и званию. Над гробами их висят лампады, горящие день и ночь.
В этот день особенно торжественные службы отправляются в Успенской Печерской Лавре. Ночные и ранние службы совершаются в Ближних пещерах в Введенской и Варлаамовской церквях. Атмосфера во время этих богослужений особенно молитвенная и благодатная, которая исходит от самих мощей, лежащих рядом и касающихся вашего горящего сердца.
Читайте также: Всемирные женские именины. Митрополит ПЦУ рассказывает о дне Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.