Сериал года. Почему все смотрят Игру в кальмара
Очередная "королевская битва" захватила умы миллионов по всему миру и готовится стать самым успешным проектом Netflix.
Южнокорейский сериал Игра в кальмара стал очередной сенсацией Netflix: кровавая драма всего за две недели возглавила чарты стриминга сразу в 90 странах и стала сетевым феноменом: в TikTok по хештегу #squidgame почти 37 миллиардов просмотров, а актриса Хо Ен Чон, стала владелицей самого активного аккаунта в Instagram за всю историю.
При этом сюжет сериала прост: погрязшие в долгах и отчаявшиеся жители Южной Кореи участвуют в жестоких играх в надежде выиграть десятки миллиардов местной валюты, а кинокритики разошлись во мнениях относительно качества Игры в кальмара. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Критика капитализма и ответ пандемии
Совершенно неожиданно главным хитом этой осени стал южнокорейский сериал Игра в кальмара - за две недели после премьеры, которая состоялась 17 сентября, шоу стало самым просматриваемым на Netflix в 90 странах мира, в том числе и в Украине, и претендует на звание самого просматриваемого шоу в истории сервиса.
Примерно так же осенью прошлого года произошло с Ходом королевы, но вокруг Игры в кальмара ажиотаж гораздо масштабнее: его конвертируют в мемы и ролики на TikTok, отчего популярность сериала растет в геометрической прогрессии.
Сериал состоит из девяти эпизодов хронометражем около одного часа. В центре сюжета - группа людей, которые из-за финансовых проблем решаются на участие в тайной игре формата "королевская битва".
Популярный жанр "королевская битва", получивший свое название по одноименному роману японского писателя Косюна Таками и его последующей экранизации, подразумевает столкновение большого количества персонажей на ограниченной территории.
Посвятив на затравку первые две серии рассказу о финансовых неурядицах простых корейцев, которые не умеют жить по средствам, Игра в кальмара переходит к основному сюжетному "блюду" - жестокому развлечению бесящихся с жиру богатеев.
Они заманивают бедолаг, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, поучаствовать в кровавом шоу, состоящем из разных заданий, придуманных по аналогии с детскими играми, но заканчивающихся "полной гибелью всерьез" менее удачливых и ловких игроков.
Игроки должны поочередно преодолевать различные испытания, пока в игре не останется только один. Тех, кто не справился с очередным испытанием или нарушил его правила, убивают организаторы игры. Победитель получит 45,6 миллиарда вон (около 39 миллионов долларов).
Сюжет не сфокусирован на одном герое, за которого вынужден "болеть" зритель. Картина представляет сразу несколько интересных персонажей, каждого - со своей проблемой и болью, и эмпатичный зритель выбирает того, кто кажется ему самым близким.
При этом сериал пытается исследовать расчеловечивание героев и превращение их в стадо, где каждый готов затоптать других, только бы выжить самому.
Своеобразная зависимость от картины появляется по нескольким причинам: классические приемы триллеров на выживание (муж и жена за полчаса должны решить, кто из них погибнет), ощущение участия в социальном эксперименте, визуальный стиль (лабиринты, идеальная симметрия, обилие пастельных тонов и контрастные кровь и костюмы героев), ассоциации с детством, проработанность персонажей.
А каждая серия заканчивается на максимально интригующей и драматичной сцене, поэтому ночью его лучше не начинать смотреть.
Сам режиссер Хван Дон-хек описывает сериал как "аллегорию на современное капиталистическое общество, что-то, изображающее конкуренцию в экстремальном виде". Пройдется сериал и по идее демократии: смертельную игру можно закончить, если большинство проголосует против.
Дон-хек начал работать над сценарием около десяти лет назад. Тогда Дон-хек жил с мамой и бабушкой практически за чертой бедности. Закончить сценарий в итоге он не смог - ему пришлось продать свой ноутбук, чтобы оплатить бытовые расходы.
Бедность для Южной Кореи - проблема национального масштаба. Несмотря на то, что страна является одним из мировых лидеров в индустрии красоты, медицины и технологического ширпотреба, миллионы жителей Южной Кореи живут в тяжелых экономических условиях.
Государство занимает пятую строчку в рейтинге стран с высоким уровнем относительной бедности (устанавливается в сравнении со средним доходом после выплаты налогов). Около половины населения Южной Кореи старше 65 лет не имеют средств к достойному существованию и считаются малоимущими.
Страна занимала лидирующие строки в рейтингах бедных государств и до пандемии, но в период локдауна жители Южной Кореи оказались в еще большем кризисе, из-за чего идея сериала Хван Дон-хека стала актуальной как никогда.
Игра в кальмара начинает напоминать дурацкий балаган, когда в игровом пространстве появляются VIP-посетители - некие транснациональные хозяева жизни и "начальники мира" в золотых масках разных парнокопытных.
Развалившись в креслах и прихлебывая скотч, эксплуататоры на английском языке, с несколько деревянными учительскими интонациями, восхищаются: надо же, какие у корейских малоимущих получились особенно интересные игры, конкурсы и соревнования.
Вывод: Игра в кальмара - это яркое сочетание корейской классики (вывернутые кишки, экзальтированные персонажи, отборная брань и сюжетный треш) и банальной антиутопии.
Сериал - однозначно очень красивый и увлекательный, но едва ли новый и прорывной с точки зрения идеи и посыла. Капитализм - зло. Бедность - не порок, может настичь каждого. Жить без денег тяжело. Алчность влечет за собой жестокость. Игра в кальмара - еще одна возможность напомнить себе эти прописные истины.
Что еще посмотреть: Королевская битва (2000), Пила (2004), Куб (1997), Хостел (2005), Платформа (2019), Желтое море (2010).
Топ-5 корейских проектов 21 века: Паразиты (2019), Поезд в Пусан (2016), Весна, лето, осень, зима... и снова весна (2003), Олдбой (2003), Служанка (2015).