План Б на букву Ж. Как изменился образовательный бизнес за время локдауна
В первые месяцы 2020 года наш финансовый поток просел втрое. Плюс мы вернули оплаты за замороженные проекты — коворкинг, ивенты и другие. Как мы смогли выкрутиться?
Как-то позапрошлой весной дочь сказала, что в Китае чума и люди умирают прямо на улицах. В качестве доказательства она показала видео с ТикТок, снятое скрытой камерой где-то в Ухане. Я посмеялся и провел мини-лекцию о фейк-ньюс и критическом мышлении.
Через несколько недель позвонил бизнес-партнер и озабоченно спросил, видел ли я, что происходит в Китае. Ему я уже лекцию о фейк-ньюс не читал. Мы оба понимали, что в бизнесе пора переходить к планам Б и С. А тем временем ситуация стремительно разворачивалась и очень скоро прочно ассоциировалась у предпринимателей с девятой буквой украинского алфавита — Ж.
План Б на букву Ж
Когда в Украине объявили локдаун, Проджектор был полностью офлайновым. У нас было помещение на 1000 квадратов. Коворкинг. Филиалы в Одессе и Львове. Курсы и конференции на тысячи людей. А еще была команда, которая на 90% заточена под офлайн.
Все это остановилось в один день, как будто водитель на огромной скорости вдавил тормоза в пол.
В первые месяцы 2020 года финансовый поток просел втрое. Плюс мы вернули оплаты за замороженные проекты — коворкинг, ивенты и другие.
До коронавируса почти всю прибыль мы инвестировали и не были готовы к суперкризисной истории, когда требуются большие денежные запасы. Режим выживания был введен официально. Мы никого не уволили, но зарплаты пришлось временно снизить. Команде на 25%, а топам и партнерам — до 50%. Все знали, что резервов хватает еле-еле. С одной стороны, это стимулировало команду, а с другой, на таком адреналине долго не проработаешь.
В первые месяцы было ощущение, что мы должны заменить двигатель на горящем самолете, пролетая над бермудским треугольником среди торнадо. Но мы не только продержались, но и выросли. В ковидном 2020 году, после нескольких месяцев падения в бездну, удалось выровняться и выйти на финансовые результаты 2019-го. То есть годовые рост/падение составляли 0%. А уже через 7 месяцев 2021-го доход Проджектора вырос на 80%.
Далее о нашем пути героя.
Шаг 1. Переоценить онлайн и получить фейл
Когда начался карантин, я себе представил фантастический мир, в котором люди работают, учатся и общаются исключительно в онлайн. Казалось, что и большие ивенты в онлайне раскачивать будет легко.
И мы запустили международную англоязычную конференцию What about с очень крутым составом спикеров. Среди которых, например, была всемирно известная дизайнер Paula Scher, партнер в Pentagram. Кроме серьезных тем и спикеров, в программе были мастер-классы по йоге, воркшопы по изготовлению коктейлей и другие развлечения. Мы вложили в подготовку много сил и ресурсов. Продукт, который вышел, мне очень нравился. Мы были уверены, что формат крутых креативных онлайновых ивентов взлетит, а конференция What about станет глобальным событием на международном рынке.
Но сделать продажи за рубежом у нас не получилось. Мы рассчитывали на несколько тысяч слушателей, но по факту было 150. Среди них иностранцев — людей 20. Это был полный фэйл.
Я выделил для себя две причины, почему так произошло.
Первая — наш бюджет на продвижение был в несколько раз меньше, чем нужно для проектов в этом сегменте. В Украине основная часть студентов приходит к нам через сарафанное радио. Вне Украины такой сетки рекомендателей у нас нет и масштабы были бы нужны значительно больше, чем для набора курсов. Влияния, существующих на тот момент ламповых комьюнити в Лондоне, Берлине и Праге, для продаж конференции, не хватило.
Вторая причина — люди не воспринимают онлайн-конференции, как полноценные, потому что на них нет тусовки, общения, нетворкинга. Сейчас я вижу, что и у других организаторов, в том числе крупных, онлайновые конференции зашли совсем не так, как ожидалось. Хорошо собираются бесплатные события. Платные же очень сильно просели.
Шаг 2. Перейти в диджитал
В карантин Проджектор был ламповой офлайн-школой. Мы ценили время, проведенное в коридорах и у кофе-машин. Там рождались партнерства и основывались проекты. Эпидемия все изменила. Мы не питали иллюзий, что скоро все закончится. Сразу готовились к тому, что эта ситуация на годы.
Мы собрали людей, обсудили ситуацию и решили, что все переключаются на развитие онлайн-школы. В один день онлайн-команда увеличилась с 3 до 35 человек. А другие сократились до нуля.
У нас были серьезные опасения, что диджитализация не понравится многим студентам. Творческую и уютную кофейную атмосферу наших комнат в онлайне не воспроизвести никак.
Но переход в диджитал раздвинул границы. Благодаря чему расширилась география преподавателей. Теперь занятия проводятся не только из Киева, но и из Амстердама, Берлина, Калифорнии, Нью-Йорка и т. д. Теперь студент получает доступ к топ-специалистам со всего мира. А на событиях, которые мы за это время организовали в онлайне, выступили такие звезды, как Paula Scher (Pentagram), Mirco Borsche (Borsche), Rachel Denti (Nike).
В итоге, только 1% студентов, которые подписывались на обучение офлайн, забрали деньги.
Шаг 3. Стать EdTech-компанией
Мы перевели компанию на продуктовые tech-процессы.
В карантин мы работали по сервисной модели. Был сервис дизайнеров, копирайтеров, менеджеров курсов — каждый специалист так или иначе был задействован во многих проектах. В локдаун мы создали продуктовые команды, в которых люди объединены по проектам — команда школы фотографии, команда библиотеки, команда еще чего-то. Сервисы продолжают существовать, но выполняют вспомогательную функцию.
Продуктовая модель позволила восстановить систему, в которой мы можем масштабировать программы, выдерживая качество, которое было в офлайне. За последний год мы удвоили количество учебных программ с 50 до 100. И до конца года планируем 150 курсов на 8 факультетах.
Сейчас, когда прошло полтора года, я вижу, что NPS, показатели завершения курсов и качество студенческих проектов, остались на том же уровне, что и были в офлайне.
Шаг 4. Сделать апгрейд портфельных проектов
Библиотека. Мы перезапустили Библиотеку конференций и лекций, превратив ее из просто архива в цифровой подписной сервис. Сейчас в ней более 350 видеолекций по дизайну, маркетингу, менеджменту и т. п. и 10 двухдневных конференций, а к концу года добавим еще 11. В Библиотеке регулярно появляются новые фичи, недавно мы добавили туда еще и живые конференции. Купив за небольшие деньги подписку на год, можно получить безлимитный доступ.
Такие подписные истории сейчас только появляются. Сейчас Библиотека — самостоятельный бизнес-юнит со своей командой разработки, проджект-менеджером и маркетинговыми задачами. Она приносит 20% совокупного дохода Проджектора. Это успешный проект. У меня есть ощущение, что долгосрочные результаты будут интересны.
Telegraf.Design. У нас есть медиа о дизайне — Telegraf.Design. Это некоммерческий проект и всегда таким был. С ним была эпическая история. Когда начался локдаун, я сделал публичное заявление, что мы его закрываем. Было очень обидно. Но сотни читателей выразили готовность донейтить на него. Мы перевели Телеграф на краудфандинговую модель и за свой счет покрываем лишь 20% расходов. А в прошлом месяце мы даже напечатали первый бумажный Telegraf Mag.
Шаг 5. Сфокусироваться на дизрапте профессионального образования
Кризис — прекрасный момент найти новые ответы на вопрос «чтобы что?». После раздумий мы решили сфокусироваться на дизрапте профессионального образования. Мы хотим создать пример нового образования, каким оно должно было быть в 21 веке.
Образование должно быть цифровым и кастомизированным, учить должны преподаватели-практики, а студенты в финале должны иметь достаточно скиллов, чтобы работать и зарабатывать.
Читайте также:
Александр Трегуб Почему университеты потеряли связь с реальностью и как это исправить?
В коллаборации с одним из лучших вузов, Украинским католическим университетом, мы запустили сертифицированную онлайн-программу Product Management Fundamentals. Они крутые, нам понравилось работать вместе. Поэтому разрабатываем новые коллаборации, и планируем запускать совместные с университетами магистратуры.
Запустили Humanitarium. Это прототип гуманитарного факультета будущего университета, который разрабатывает темы искусства, культуры, социологии, политики, философии.
С сентября перезапускаем в Проджекторе годовые программы — Профессиумы. Это модульные гибкие курсы дизайна, маркетинга, Data Science, менеджмента, анимации. Их задача — дать студентам комплексное представление о профессии, а не разорванные микрознання.
А через несколько лет планируем сделать такие программы своим основным продуктом. Проджектор фактически становится неформальным институтом.