Инвестиционный безвиз в США
Что такое SPAC (Special Purpose Acquisition Company) и чем она поможет инвесторам.
Существует два популярных пути для выхода на фондовый рынок: IPO (Initial Public Offering) и SPAC (Special Purpose Acquisition Company). С их помощью можно значительно повысить уровень ликвидности компании. А в случае SPAC — выйти на мировые рынки как для компании-объекта, так и для инвесторов любого уровня.
В то время как IPO — уже довольно известный путь на публичные рынки, SPACs (СПАКи) стали популярны сравнительно недавно. В обоих случаях биржи Nasdaq и NYSE являются топ-назначениями в 2021 году, подняв более $160 миллиардов в 519 IPO. Из них более 80% размещений базировались в США. 455 сделок, поднявших $124 миллиарда были сделаны через СПАКи. В основном в области высоких технологии и здравоохранения.
СПАКи — высоколиквидная форма инвестирования, ставшая особо популярной у ряда известных инвестиционных банков США в 2020 году. Обычно дневной оборот торгов на каждом СПАКе составляет 5−10 миллионов долларов. В настоящее время большинство IPO в США совершается именно через форму СПАК.
Почему же СПАКи стали популярными именно сейчас? Ответ на этот вопрос кроется в стабильной цене на акции в условиях турбулентного рынка. А еще — в высокой доходности для фаундеров, основываясь на соотношении значительно низкой цены на акции для фаундеров при создании СПАКа и, опять же, стабильной цене. Сами по себе СПАКи являются blanc cheque компаниями, которые уже размещены на бирже (Nasdaq, London, Frankfurt, Amsterdam) и сформированы через вливания финансового и репутационного капитала. Это обеспечивает успешное закрытие сделки, даже не зная компании-объекта, приобрести которую, является основной целью создания СПАКа и деспакинга (слияния).
Для совершения первой сделки менеджмент ограничен сроком в 18−24 месяцев. До ее совершения деньги инвесторов неприкосновенны, и размещаются СПАКом в гособлигации США. IPO может быть совершено в течение месяца с момента закрытия частного раунда, и первая сделка осуществлена в течение 3−4 месяцев после этого. То есть общий срок от начала создания СПАКа до закрытии сделки составляет от 7 до 9 месяцев.
Репутационный капитал СПАКа — также важная составляющая и основывается на правильно подобранной компании топ-менеджеров, которые, вместе со спонсорами (первоначальными инвесторами) являются, по сути, лицами компании, определяющими уровень доверия, поскольку определение индустрии не является обязательным условием при формировании СПАКа.
Дополнительную привлекательность СПАКи придают компаниям-объектам и инвесторам из Украины, поскольку это относительно быстрый и легкий способ выхода на ведущие бизнес и фондовые рынки, обходя многочисленные пороги в anti-money laundering регулировании и сложном процессе вхождения на рынок с нуля.
Сейчас инвесторам из Украины сложно выходить на международные рынки капитала, а владельцы качественных активов как в США, так и в других странах (например, Латинской Америки или Восточной Европы) зачастую боятся принимать их деньги, опасаясь санкций или обвинений в участии в коррупционных схемах. Часто вызывают вопросы регулирующих органов происхождение средств, даже когда никаких нарушений не существует. Наконец, географическая диверсификация инвестиций — немаловажная возможность для многих украинских инвесторов и самих компаний
Читайте также:
Василий Матий Кипр или не Кипр? Борьба с офшорами и оптимизация налогов
По мнению Ильи Пономарева, «первопроходца» в создании и функционировании СПАКов в Украине, СПАКи — еще и уникальный способ привлечь иностранные инвестиции в украинские активы. Все отечественные предприниматели знают, как сложно убедить иностранцев вписать Украину в инвестиционную карту мира. В случае со СПАКом они вкладываются в американские ценные бумаги, в то время как уже менеджмент СПАКа принимает решение о вложениях в нужной геолокации. Среди украинских компаний особой популярностью могут пользоваться высокодоходные компании в области сельского хозяйства, энергетики и высоких технологий, поскольку очень важно войти на рынок и обеспечить будущий рост акций компании-объекта, а это достигается комплементарным подходом к выбору компании (то, что на рынке США найти было бы не так легко).