Не Рубенс. Искусственный интеллект поставил под сомнение авторство картины из Лондонской национальной галереи
Картина Самсон и Далила предположительно авторства фламандского художника Питера Пауля Рубенса из коллекции Национальной галереи Лондона с вероятностью 91% является подделкой, определил искусственный интеллект.
Подлинность картины долгое время находилась под подозрением у экспертов. Сейчас, пишет Guardian, исследование швейцарской технологической компании Art Recognition, которая использует искусственный интеллект (ИИ) для проверки подлинности произведений искусства, подтвердило опасения.
Рубенс действительно рисовал сцену с Самсоном и Далилой для одного из его главных покровителей — мэра Антверпена Николааса Рококса, но она исчезла после его смерти в 1640 году.
Экспонируемая в Лондоне Самсон и Далила всплыла на поверхность только в 1929 году, когда эксперт по Рубенсу Людвиг Брушард приписал работу художнику.
Подозрения о подлинности работы впервые возникли в 1960 году, после смерти Брушарда, когда более 60 подтвержденных им работ Рубенса были идентифицированы как подделки.
Национальная галерея приобрела эту работу на Christie’s в 1980 году за рекордную для того времени цену в 2,5 млн фунтов стерлингов. На протяжении многих лет несколько критиков ставили под сомнение авторство Рубенса у картины Самсон и Далила, в том числе художница и независимая ученая Евфросин Доксиадис.
Недавний анализ с использованием технологии искусственного интеллекта — еще один удар по подлинности картины. Используя базу данных поддельных и подлинных картин Рубенса, Art Recognition научила ИИ-бота находить мельчайшие детали, определяющие подлинные работы Рубенса. Затем бот проанализировал картину Самсон и Далила, выискивая признаки отклонения от стиля Рубенса.
«Мы повторили эксперимент, чтобы убедиться, что не ошиблись и результат каждый раз был одинаковым, — сказала ученая Карина Поповичи. — Каждый фрагмент, каждый квадрат оказался фальшивым с вероятностью более 90%».
В свою очередь Национальная галерея прокомментировала новость изданию ARTnews: «Галерея всегда принимает к сведению новые исследования. Мы ждем его полной публикации, чтобы можно было должным образом оценить любые доказательства. До этого момента комментарии невозможны».
Читайте также: В четыре раза дороже. Самоуничтожившаяся после продажи картина Бэнкси снова выставлена на аукцион