Укрпочта, Rozetka, Нова Пошта. Зачем ритейлерам и почтовым операторам свои банки?
О намерении купить банк несколько лет открыто говорит Укрпочта, но такие планы, по слухам, вынашивают также Rozetka и Нова пошта.
В Украине наблюдается настоящий бум поглощений банков. Пока большая часть из них — исключительно «виртуальные». Нет никаких гарантий, что в ближайшем будущем состоится хотя бы одна сделка — покупка такого рода актива сложный и длительный процесс. Наиболее близкой к заключению соглашения, похоже, является Укрпошта. Её CEO Игорь Смилянский в комментарии Forbes в сентябре сообщил, что рассчитывает закрыть сделку до конца первого квартала 2022 года. Раньше он же говорил, что компания изучает несколько претендентов на поглощение.
Но интерес к банкам проявляет не только Укрпошта. Из различных источников известно, что к банковскому сектору присматривается главный конкурент государственного почтового оператора Новая Почта, крупнейший онлайн ритейлер Rozetka, а также казахская Kaspi, которая недавно поглотила украинский сервис Portmone.
Кроме этого, не стоит забывать о запуске кобренд-продукта ATБ и Райффайзен банка, а также необанка «Власний рахунок» от Fozzy Group и принадлежащего ей банка Восток.
Секрет успеха
Надо сказать, что украинские ритейлеры далеко не первопроходцы в этом вопросе. Подобные проекты десятки лет назад пробовали запускать розничные сети, например, США. Успешных кейсов, к сожалению, немного. Скажем, американский ритейлер Kroger, который по соглашению с GuarantyBank начал развивать сеть банковских отделений под брендом BestBank в 2005 году, спустя 12 лет остался без финансового партнера. Формальной причиной краха этой истории стал кризис 2008 года. Хотя вряд ли это была единственная причина.
Из недавних примеров можно упомянуть продажу в декабре 2020-го российского Оней-банка. Его владелец — российская дочка сети Ашан — разочаровалась в идее и продала непрофильный актив. Наверное, случались в мировой экономической истории и успешные проекты, но я могу вспомнить только один. В 1932 году General Electric основала финансовое подразделение, чтобы кредитовать население под покупку бытовой техники собственного производства. К 2014 году выделенный в отдельную структуру GE Capital разросся до 35 тыс. сотрудников и $499 млрд активов. Правда, в 2015-м финансовый бизнес компании был распродан.
Если попытаться найти общее между провальными проектами, сравнить их с успешным кейсом, можно прийти к одному простому выводу. Банковский бизнес «выстреливал» только в том случае, когда он не был интегрирован в ритейл. То есть финансовые услуги не были частью торгового подразделения, не имели единственной целью обслужить интересы основного бизнеса. А существовали и управлялись отдельно.
Зачем ритейлерам банки