Поезд почти ушёл: почему развивать навыки коммуникации — не дань моде
Какой такой «адский сатана» заставляет работодателей брать на работу людей без навыков коммуникации, а таких людей идти работать туда, где предстоит активно общаться с другими людьми?
А все потому, что сегодня типичный диалог руководителя с подчиненным во многих деятельности сегодня выглядит так:
- Позвони им
- Я написал им на имейл
- Ну быстрее же позвонить!
- Ну, я написал sms
- Да позвони ты уже и все!
- Я написал в Telegram и WhatsApp.
Кого ищут работодатели?
Во всем мире руководители меняют свои взгляды на критически важные для работы навыки сотрудников. Об этом свидетельствуют ежегодные исследования IBM — корпорации, которая больше сотни лет возглавляла технологический прогресс и благодаря которой у человечества есть компьютеры и ноутбуки.
Еще в 2016 году топ-3 главных навыка сотрудников, нужных руководителям, были: навыки в области STEM (знания в области науки, техники, математики, инженерии), навыки работы с компьютером, навыки чтения и письма.
Уже в 2018 году тройка лидеров изменилась и сохраняется до сих пор. Работодателям не столь важна профессиональная экспертиза. Взамен высоко ценятся гибкость и умение адаптироваться, тайм-менеджмент, умение работать в команде.

Выглядит так, что сотрудники не гибкие, не способны адаптироваться, не могут управлять собственным временем и их нужно постоянно организовывать, командная работа превращается в проблему.
Каких работодателей ищут люди?
Пример из украинской реальности. Эмпирические исследования нашего «Центра моделирования коммуникаций», который помимо обучения коммуникационным навыкам людей разных профессий, еще специализируется на психологическом ассесменте сотрудников, показали следующее.
Мы опрашивали сотрудников из трех больших украинских общественных организаций. В основном это люди до 30 лет — представители поколения Z. Всего опросили 105 человек. Им было предложено проранжировать для себя 11 общечеловеческих ценностей.
Оказалось, что 3 главные жизненные ценности для опрашиваемых людей: «признание и уважение со стороны окружающих», «помощь других людей и милосердие», «приятное времяпровождение и отдых».

Всего 2% сотрудников считают «общение» ценностью. Похоже, что люди стремятся получить признание, уважаемый статус в определенных кругах, но для этого не имеют навыков общения с другими людьми. Ведь у них часто не получается стать авторитетами даже в своем окружении. Привет неврозам!
Каким образом людей без навыков социальной коммуникации организовывать в команду? Как с ними договариваться, ставить им сроки для выполнения задач остается проблемой для многих работодателей и в Украине, и за рубежом, где проводит исследования IBM.
Инструкция по выживанию
Узнать у сотрудников их «важно».
Другими словами, разобраться, какие у сотрудников ценности. Мы, люди, все так устроены: для того, чтоб начать что-то делать, развивать в себе какие-то навыки, нам нужна мотивация. А для нее нужно знать свои ценности — свое «важно» — то, что заставляет вставать с дивана и что-то предпринимать в конкретных жизненных обстоятельствах.
Даже не имея профессиональной психологической подготовки, менеджмент организации может определить, что важно для ее сотрудников с помощью несложной методики, например, теста С. Бубновой.
Доверить руководящие позиции коммуникаторам
В ХХІ веке функция руководителя больше становится похожей на роль коуча, наставника. Большего успеха достигают те компании, чей менеджмент в большей мере ориентирован на людей, а не на задачи.
Прародитель и со-разработчик учебных программ по нейролингвистическому программированию Дж.Делозье описывает 7 стилей лидерства в зависимости от стиля коммуникации: отсутствие лидерства как такового, управление с отклонением, метод наказаний и поощрений, детальный инструктаж, эмоциональное лидерство, интеллектуальное лидерство, лидерство согласования. Первые три типа характерны для организаций прошлого века.
Отточить навыки коммуникации
Навыки коммуникации — не ораторское искусство или актерское мастерство. Умение принимать отказы, принимать свои и чужие ошибки, просить помощь, активно слушать, говорить так, чтоб вас не только слушали, но и слышали, говорить на камеру в ZOOM, сториз, видео-визитках, конференциях — это все навыки коммуникации и погружение в психологию общения.
Именно их, как показывает упомянутое исследование IBM, стоит шлифовать тем людям, которые хотят оставаться конкурентоспособными. Их можно развить в себе и тренировать — ровно так же, как водить машину. Для этого, например, можно пройти обучение в нашем «Центре моделирования коммуникаций» и потренироваться отработать желательное поведение для конкретных ситуаций.

Автор — Марина Мармеладзе, учредитель Центра моделирования коммуникаций, канд.филос.н., психолог