Вторая пречистая. История и традиции праздника Рождества Пресвятой Богородицы
21 сентября православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы, пишет в своем материале специально для НВ Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий.
Димитрий
Митрополит Львовский и Сокальский
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы является большим, двунадесятым и вселенским. Это праздник прославления приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице напередизбранной Девы Марии. «Сегодня плод рожать благодать начинает, являя миру Божью Матерь», — поет Церковь во время богослужения Рождества Богородицы. «Праведные Иоаким и Анна от бездетности освободились в Рождестве Пречистой своей Дочери. Родилась Мать Жизнь, темноту разрушив, — Адамово обновление, и Евино освобождение». Эти отрывки из церковных песнопений ярко указывают на значение Рождества Богородицы, как на начало нашего спасения.
Андрей Критский в слове на Праздник Рождества Богородицы говорит: «Этот праздник для нас является настоящим началом всех праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Сейчас Творцу всего устроен одушевленный храм, и творение приготовляется в новое Божественное жилище Творцу». О том же самом говорит нам и святой Иоанн Дамаскин: «День Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицей весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы сменилась на радость. Дева Мария родилась от бесплодной, так как чудесами нужно было подготовить путь к единственному событию под солнцем, — главному из чудес, и постоянно восходить от меньшего к большему».
Дева Мария была единственной дочерью праведных Иоакима и Анны, которую родили они в старости, по их усердным молитвам, по обету и благословению Божию. «Пресвятая Дева, — говорит Иероним Стридонский, — была названа Марией, потому что так назвал ее ангел, возвестивший родителям о рождении Дочери». «Мария, или Мариам с еврейского языка, — продолжает уже святой Епифаний Кипрский, — значит Владычица и Надежда, ибо Она должна была родить Господа, являющегося ожиданием народов». «И поэтому Мария, став Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — действительно стала владычицей всего творения».
В народе этот праздник называют «второй Пречистой» после Успения.
В память о Рождестве Пресвятой Богородицы издавна установлен Церковью праздник, который приходится ежегодно на 21 день месяца сентября по новому стилю. Первые упоминания о нем мы находим в IV веке, в котором равноапостольная Елена, как свидетельствуют паломники, основываясь на палестинском предании, построила храм в честь Рождества Богородицы. Свидетельство о празднике можно найти и в творениях святого Иоанна Златоуста, святых Прокла, Епифания и Августина. В V веке о празднике Рождества Богородицы упоминается в служебнике сакраментарии Геласия, и в этом же веке Анатолий, епископ Константинопольский, написал для праздника Рождества Богородицы некоторые стихиры, которые сейчас поются в храмах. В VI веке о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы вспоминает святитель Григорий Двоеслов в своем сакраментарии. В этом же веке Стефан Святоградский, а в VII веке святой Андрей Критский, Сергей, патриарх Константинопольский, в VIII веке святой Иоанн Дамаскин, Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке Иосиф Студит прославили событие Рождества Богородицы многими песнопениями, которыми в настоящее время святая Церковь воспевает родившуюся Пресвятую Деву. Так с древних времен «все народы православные восхваляют и ублажают, и славят пречистое Рождество Марии Богоневестной».
После крещения Киевской Руси-Украины праздник Рождества Богородицы сразу стали величать в наших землях. Главный престол Софийского митрополичьего кафедрального собора в Киеве — матери городов русских, был освящен в честь иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской), которую чествовали в день Рождества Богородицы, и каждый год здесь торжественно отправлялись богослужения. Значение изображение Софии — Премудрости Божией объясняют словам притчей Соломоновых: «Премудрость создала Себе дом и утвердила столбов семь» (IX, 1). Здесь под словом «премудрость», или по-гречески «софия», понимают Сына Божия, как говорит и апостол Павел: «Мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24). Так же, согласно выражению апостола, понимают мудрость святой Игнатий Богоносец, святой Амвросий Медиоланский и блж. Августин. И так Божия Премудрость Господь, который сотворил Себе дом. Этот дом в понимании общем знаменует Церковь Божию, как объясняет и Афанасий Великий, но более четко — Матерь Божию, как одушевленный храм Спасов. Под словом «дом» понимают Божию Матерь святой Игнатий Богоносец и Православная Церковь, в паремиях и песнопениях своих в Богородичные праздники называет Матерь Божию домом, свитком, горой, воротами. Поэтому слова: «Премудрость создала себе дом» означают Пресвятую Деву Марию, через Которую Бог для спасения мира обличился в человеческое естество. Пророческое изображение воплощенной Софии — Премудрости Божией стало образцом для иконописания Ее изображений, которые были в древних храмах Византии, в Киеве и Новгороде. Иконы святой Софии — Премудрости Божией Византийская и Киевская изображают единение Церкви небесной и видимой через воплощение Сына Божьего — Премудрости Божией, где Премудрость Божия есть домом или храмом, и в нем Богоматерь, стоит в хитоне и с покрывалом на голове под сиянием, которое поддерживается семью столбами. Однако не все изображения Софии — Премудрости Божией одинаковые, например — Новгородская икона есть род Деисуса, на которой изображен Вседержитель в царском одеянии с огненными крыльями на огненном престоле с семью столбами. Но все изображения Софии выражают одну и ту же мысль: Матерь Божию, которая послужила воплощения Сына Божия, или воплощенную от Нее Премудрость Божию.
В день самого праздника Православная Церковь чтит и благодатные иконы, к которым с верой припадает православный люд: Сямскую (1524), Глинскую (XVI), Лукияновскую (XVI), Исаакиевскую (1659), Холмскую, Курскую «Знамение» (1295), Почаевскую (1559), Лиснинскую и Домницкую (1696), Каменка-Струмиловую (XVI в.), Криворудскую (1886). В Украине в честь Рождества Богородицы построено немало храмов. В народе этот праздник называют «второй Пречистой» после Успения.
Праздник Рождества Богородицы открывает ежегодный круг двунадесятых праздников после начала индикта — церковного новолетия 1 (14) сентября. В древней Украине в день праздника женщины, у которых не было детей, готовили обед и приглашали бедных, чтобы те молились Богородице за рождение детей у бездетной. Очевидно этот обычай имел под собой какую-то правдоподобную традицию, поскольку по преданию бездетная Анна долго молила Господа о том, чтобы Он подарил ей ребенка. И родилась у праведных Иоакима и Анны единственная отроковица Мария, когда они были уже преклонного возраста. В этот период сентября в Украине идут сильные дожди, поэтому и говорят, что «Вторая Пречистая дождем поливает».
Проект о церковных праздниках создан в сотрудничестве с Православной Церковью Украины.