Навигатор законодательных изменений. Как табачная отрасль пострадает от «ресурсного» законопроекта 5600
Еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, на которые еще не поздно повлиять.
Авторы:
Остап Семерак — партнер ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики публичной адвокации
Татьяна Бережная — советник ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики налоговых споров.
Резонансный «ресурсный» законопроект 5600 о внесении изменений в налоговое законодательство на этой неделе находится на рассмотрении в налоговом комитете парламента. Ко второму чтению обсуждаются 11319 поправок, представленных депутатами после принятия законопроекта в первом чтении.
Одним из наиболее важных предлагаемых изменений для табачной отрасли являются антифорстолинговые меры.
Что такое форстолинг?
Форстолинг — это накопление на складах у производителей табачных изделий с акцизными марками, которые были приобретены до повышения ставок акцизного налога.
В соответствии с нормами налогового законодательства в Украине акциз на табачные изделия повышается на 20% ежегодно. Следовательно, государство вводит антифорстолинговые меры, чтобы исключить накопление на складах у производителей табачных изделий с акцизными марками, приобретенными до повышения акциза.
Действующий Налоговый кодекс уже предусматривает антифорстолинговые меры — государство ограничивает размеры закупки акцизных марок производителями.
Читайте также: Из «ресурсного» законопроекта уберут ряд налогов, в том числе — на продажу квартир
В частности, до 31 декабря 2029 года месячный объем закупки производителями и/или импортерами акцизных марок не может превышать 115% среднемесячного объема реализации продукции производителями и/или импортерами за предыдущие три месяца.
Какие новые антифорстолинговые меры предлагает законопроект 5600?
Зато, законопроект 5600 несколько усиливает такой способ борьбы с форстолингом. Проект закона предлагает дополнительно установить специальный коэффициент 1,5 к акцизному налогу за реализацию табачных изделий при превышении 115% от среднемесячного объема реализации или импорта продукции за предыдущие 9 месяцев.
По нашему мнению, такой размер коэффициента не является экономически обоснованным, учитывая ежегодное повышение акциза на табачные изделия на 20%. Более того, если эти изменения будут приняты, бизнесу придется искусственно уменьшать объемы реализации табачных изделий, что в свою очередь является ограничением гарантированной законодательством свободы предпринимательской деятельности.
Читайте также:

Руслан Сидорович Украинцы, приготовьте ваши кошельки
Антифорстолинговые меры являются разумным и необходимым инструментом государства для обеспечения стабильных бюджетных поступлений. В то же время, вводить коэффициенты для ограничения накопления запасов табачных изделий необходимо на уровне темпа роста налоговых ставок.
Многочисленные изменения, которые предлагает законопроект 5600, касаются металлургии, сельского хозяйства, недвижимости, упрощенной системы налогообложения, налогового администрирования и пр. В следующих выпусках навигатора мы будем информировать вас о статусе рассмотрения законопроекта и в других сферах, которые он регулирует.