Игры или искусство? Археологи нашли в Тибете древние отпечатки детских рук
Китайские археологи вместе с коллегами из США и Великобритании нашли на Тибетском нагорье отпечатки детских ступней и ладоней в травертине.
Команда утверждает, что эти следы представляют собой самый ранний образец настенного (париетального) искусства. Париетальное искусство — это картины, рисунки и гравюры на каменных поверхностях — то, что ученые обычно находят найти в пещере, хотя именно эти тибетские следы нашли не в пещере.
Травертин — минерал, который образуется из осаждающегося карбоната кальция в геотермальных углекислых источниках или в подземных водных потоках. Сходным образом формируется известковый налет в чайнике.
Травертин, на котором были отпечатаны следы, датируется периодом примерно от 169 000 до 226 000 лет до нашей эры. Это сделало бы местность самым ранним известным в настоящее время примером этого вида искусства в мире.
Кроме того, это стало бы самым ранним свидетельством существования людей и других представителей рода Homo (гоминины) на высокогорном Тибетском плато.
Блок травертина возле исчезнувшего в наши дни древнего источника обнаружили в Кесанге (на высоте более 4200 метров) ученые под руководством Дэвида Чжана из Университета Гуанчжоу и Центра исследований Тибетского плато Академии наук КНР.
«Пять отпечатков рук и пять следов, кажется, были аккуратно размещены, вероятно, двумя детьми, судя по размеру следов. Отпечатки не остались во время обычной ходьбы и, похоже, были размещены намеренно», — отметил Мэтью Роберт Беннет, профессор экологических и географических наук Борнмутского университета.
«Мы интерпретируем это событие как преднамеренный художественный акт, создавший произведение настенного искусства (parietal art)», — добавили авторы работы.
Ребенку, оставившему следы, вероятно, было около семи лет, а другому, который оставил отпечатки рук — 12 лет. Оценки возраста основаны на размере следов со ссылкой на современные кривые роста, например, полученные Всемирной организацией здравоохранения.
Не играли ли дети в грязи, в то время как другие члены группы пили воду из горячего источника? Точно установить невозможно, но команда утверждает, что то, что они оставили, является произведением искусства или, если хотите, доисторическими граффити. Также неясно, были ли дети представителями нашего собственного вида, Homo sapiens, или представителями другого вымершего архаичного человеческого вида.
Возможно, это была загадочная группа архаичных людей, которых называют денисовцами, учитывая другие недавние находки скелетов этого вида на плато.
Ранее НВ писал, что австралийские и индонезийские археологи обнаружили, что древнейшие образцы наскальной живописи на острове Сулавеси начали быстро разрушаться под действием глобального потепления.
Картины находятся под угрозой исчезновения из-за агрессивного выветривания, вызванного климатическим кризисом.
Доктор Джиллиан Хантли и ее коллеги изучили потенциальные причины стремительной деградации наскального искусства на 11 участках в карстовых пещерах Марош-Пангкеп в Индонезии. Они проанализировали чешуйки изображений, которые начали отделяться от каменной поверхности.
Авторы исследования обнаружили в чешуйках большое содержание соли, в том числе сульфата кальция и хлорида натрия. Также команда зафиксировала высокие уровни серы на всех участках. Полученные данные указывают на то, что процесс деградации, который прогрессирует в пещерах, связан с повышенным содержанием соли на их поверхности.
Подписаться на ежедневную email-рассылку материалов раздела Техно Ежедневная рассылка о том как технологии изменяют мир подписаться Ежедневно в 17:00