Что происходит с онлайн-торговлей после прошлогоднего бума
Доходы украинских селлеров измеряются тысячами долларов в месяц и продолжают расти, а онлайн-магазины выходят в офлайн.
По данным исследования Payoneer, с первого полугодия 2020 по первое полугодие 2021 количество украинских онлайн-продавцов, которые торгуют на международных маркетплейсах, выросло на треть (34%), тогда как общие зачисления увеличились почти в 1,5 раза — на 42%. К тому же, второй квартал 2021 стал рекордным за два с половиной года — как по общим зачислениями, так и по количеству селлеров.
Все это говорит об одном — e-commerce продолжает стремительно развиваться, и прошлогодний «бум» не стал лишь реакцией на начало пандемии — он заложил основу роста онлайн-торговли в постковидном формате. И хотя столь масштабного скачка, как в прошлом году, скорее всего в ближайшем будущем мы не увидим (разве что произойдет новый локдаун, который заставит людей во всем мире делать большие покупки онлайн), изменения, происходящие с e-commerce сейчас, имеют более структурный характер и ощутимо повлияют на нашу жизнь.
Персонализировать все
В постковидном мире, где люди почувствовали, насколько на них влияет недостаток социализации, онлайн-магазины должны стать более «человечными» и персонализированными. В обычном магазине вы можете пообщаться с консультантом, который подберет товары по вашим предпочтениям, и сразу посмотреть, соответствует ли вещь вашим ожиданиям и подходит ли вам одежда.
Хотя живое общение заменить трудно, технологии могут сделать опыт онлайн-покупок гораздо комфортнее и быстрее. Например, благодаря дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности можно сразу увидеть, как выглядит товар «в жизни». А персонализация сайта — подстроение предложений под ваши пристрастия — в определенном смысле заменяет консультанта. Эти тренды уже становятся важной частью онлайн-покупок, и, несомненно, в будущем технологий, которые делают онлайн-шопинг более персонализированным, становиться больше.
Быстрее и удобнее
Автоматизация процессов на всех уровнях, чат-боты, дающие ответы на основные вопросы покупателей 24/7, ускоряют процессы покупок. А дроны смогут доставлять товары за считанные часы.
Продуктовые сети открывают собственные службы доставки или сотрудничают с уже имеющимися. На доставку теперь работают и магазины других сегментов — одежда, аксессуары, мебель и техника, а большие маркетплейсы значительно расширили ассортимент своих товаров. Начали открываться новые службы доставки, а доходы уже существующих в Украине в 2020 году выросли до 200%.
Будущее в смартфоне
Более 70% мировых глобальных онлайн-продаж приходится на мобильную коммерцию, или m-commerce, и эта цифра будет увеличиваться. Поэтому легко догадаться, что плохо адаптированный к мобильной версии вебсайт успех вашему онлайн-магазину вряд ли принесет.
Читайте также:

Валерий Попович Теория жирафа. Почему эмоции покупателя важнее канала продаж
Кроме того, товары все активнее покупают в соцсетях. Например, в Instagram появляется все больше магазинов и локальных брендов. А по данным исследовательской компании CBR, 45% украинцев, которые регулярно делают покупки в интернете, хотя бы один раз использовали для этого соцсети. Такое смещение коммерции еще раз доказывает, что онлайн-продавцы просто не могут себе позволить не инвестировать в маркетинг в соцсетях.
Из онлайна в офлайн
В последние годы мы заметили, как онлайн-торговле стало «мало» диджитал пространства, и чисто онлайн-магазины и маркетплейсы начали открывать полноценные оффлайн магазины или pop-up stores, где представлена только часть ассортимента. Так, крупнейший маркетплейс в мире, Amazon, уже имеет целую сеть различных оффлайн магазинов и pop-up stores, в которых, кроме возможности забрать или вернуть заказанный онлайн товар можно купить разнообразные продукты питания и технику.
Тренд на оффлайн магазины и pop-up stores активно подхватывают и крупные украинские маркетплейсы, которые мы привыкли видеть только в онлайне. Например, Rozetka последние годы значительно расширила и продолжает расширять сеть физических магазинов, а MakeUp в 2020 году открыл в Киеве первый маркет.
Зачем e-commerce выходить в оффлайн? Во-первых, это возможность охватить новые аудитории потенциальных клиентов. Например, тех, кто все еще выбирает покупать офлайн. Эти покупатели могут прийти в магазин, прикоснуться к товару, оценить качество, а тогда, например, заказать онлайн, когда будет удобно. Или же наоборот, заказать товар онлайн и забрать офлайн. В этом смысле физические магазины — часть омниканального шопинга — еще одного популярного тренда в мире e-commerce. Иными словами, компании пытаются упрощать доступ к своим товарам, давать клиентам возможность выбирать, как им удобнее покупать.
Места хватит всем
Сейчас e-commerce — одно из самых перспективных направлений бизнеса. Во-первых, это рынок, который без сомнений будет только расти. Во-вторых, места на нем хватит всем. Ведь чем больше людей будут покупать онлайн, тем сильнее будет расти спрос. По данным нашего исследования, сейчас средний доход украинских онлайн-продавцов составляет $3790 в месяц. Это на 6% больше, чем год назад.
Пандемия стала толчком к запуску бизнеса в e-commerce для многих украинцев, которые открыли для себя международные маркетплейсы — такие как Amazon, eBay, Etsy. Сколько таких продавцов среди украинцев сейчас, сказать сложно. Эксперты оценивают их количество в 25 тысяч, но, скорее всего, их гораздо больше — ведь часть товаров, которые продают украинцы, может отправляться из других стран.
Если еще 20 лет назад для локальных предприятий экспорт был скорее испытанием, то сейчас, благодаря онлайн-торговле, для них открыт весь мир. В то же время совсем не обязательно быть производителем, чтобы начать бизнес в e-commerce — можно приобретать и продавать товары онлайн, даже не выходя из дома. Для этого понадобится только ноутбук, время и желание разобраться.