Как заставить Путина говорить предметно, «не развалить страну изнутри» и идти ли на второй срок — главные заявления Зеленского на форуме YES
Президент Украины Владимир Зеленский 10 сентября выступил с речью на форуме Ялтинской европейской стратегии в формате YES Brainstorming 2021, а также дал интервью модератору события, британском журналисту Стивену Сакуру.
НВ собрал главные заявления Зеленского на YES и в кулуарах форума.
***
ЕС без Украины будет слабеть, а Россия в это время — крепнуть. «Нам кажется, мы нужны НАТО, нам кажется, что без Украины крепкого Европейского союза не будет. Я говорю об этом открыто. И президенту США. Я считаю, что без Украины НАТО будет терять, я считаю, что без Украины Европейский союз будет потихоньку ослабляться. […] Если вы хотите, чтобы крепла Россия, не берите Украину… Хотите, чтобы Европейский союз и НАТО остались мощными? Такие страны как Украина, большая, территориально самая большая в Европе, население которой пережило несколько воин, хотите таких крепких партнеров? Так приглашайте нас, а не… так как оно происходит […]».
Украина перешла к новому этапу внешней политики: «Мы перешли к новому этапу: есть партнеры, а есть реальные друзья. Мне кажется, Украина уже на другой стадии, когда нам нужны не стратегические партнеры, а стратегические друзья. Партнеры пусть говорят о том, чего нам не хватает, а друзья пусть присоединяются к Украине».
Речь Владимира Зеленского на форуме YES Brainstorming
x
Думать о Путине нет времени, но планы встретиться с ним в силе: «Меня больше интересует, можем ли мы более предметно встретиться. Не декларативно, как он это делает с некоторыми государствами. А действительно встретиться более предметно, чем это было в первой встрече в нормандском формате. […] Они не видят в этом смысла — решить вопрос и быстро закончить войну. И это уже мои проблемы — что я могу сделать, как мне нужно заставить их иметь желание предметно говорить о деоккупации наших территорий. Потому что просто фразами, запугиванием, криками, угрозами ничего мы не достигнем. Мне нужен результат».
А пока между украинцами и россиянами — пропасть: «Политика, прежде всего информационная, России — она о неуважении к Украине. Отношение Украины, украинского народа к россиянам после этого сломалось. Отношений нет. Были партнеры и друзья. А теперь мы стали врагами. От друзей к врагам — представьте себе эту пропасть. […] Как ее преодолеть — никто не понимает. Только время понимает, сколько будет потрачено энергии на все это. В любом случае добро побеждает. В любом случае все вернутся: территории, люди и, наверное, отношения».
Полномасштабная война с Россией возможна, но будет «самой большой ошибкой РФ»: «Считаю, что после этого никогда не будет существовать соседства России, Украины, Беларуси, если будет мощная эскалация со стороны России. Почему Беларуси? Потому что там на территории есть присутствие России. Мир уже изменился, поэтому это самое страшное, что может быть. Самое страшное, что я как гражданин и украинец, могу представить. Но я считаю, что есть такая вероятность есть».
Читайте также: Кремль отреагировал на слова Зеленского о возможности полномасштабной войны с Россией
Шансов на возвращение Украине политузников в формате «всех на всех» почти нет: «Я не верю в освобождение „всех на всех“, я верю в то, что после встречи [в нормандском формате] могут быть освобождены 10−20 или больше людей».
Интервью Владимира Зеленского Стивену Сакуру
x
Кроме РФ, Украине грозит «информационный раскол»: «В Украине есть информационный раскол относительно влияния, например, России, США, Китая и других больших стран или империй. Потому единства нет. Это, с одной стороны, свобода слова — оно так и есть, и демократия, а с другой стороны, это самый сильный удар по самостоятельности и по демократии в Украине. […] Украинская армия показала: внешний враг развалить страну не может. А вот можем ли мы не развалить нашу страну внутри — это увидим».
Сотрудничество Украины с Китаем вне сферы влияния США: «Я не говорю о том, что нет сигналов со стороны США относительно отношений каких-либо стран в Европе с Китаем. Я не говорю о том, что такого нет. Но мы достаточно независимая страна, которая выбирает бизнес-партнеров сама себе. Если бизнес чистый и открытый и он создает дополнительные рабочие места Украине, то это и есть приоритет».
Стратегические предприятия останутся украинскими: «Что касается стратегических предприятий Украины, которые были за последние десять лет, некоторые из них с точки зрения акций, были переданы некоторым китайским партнерам. Мы остановили это решением СНБО. То есть стратегические предприятия должны быть в Украине. Бизнес бизнесом, а безопасность безопасностью. Это что касается предприятия Мотор Сич».
Ни одна страна не сдала экзамен на COVID-19, Украина не исключение: «Справились ли мы образцово и идеально? И я скажу: „Нет“. И это правда. Но и я могу спросить вас: есть ли хоть одна страна, которая справилась образцово и идеально? И вы скажете: „Нет“. И это тоже правда. Ни одна страна, какой бы успешной, развитой, богатой, технологичной она ни была, не сдала экзамен на COVID-19».
О походе в президенты вместо карьеры на сцене не жалеет: «Не жалею, потому что это, наверное, возможность. Иногда бывают моменты, когда я думаю: зачем? Зачем все это, если ты в принципе иногда теряешь человечность, иногда теряешь ощущение некоторой реальности, и для этого ты должен выходить на улицу и общаться с людьми и понимать, что происходит. […] Но все же, помня, что это был вызов, ты на это пошел и самое главное, люди поверили, значит, нельзя по-другому. Ты уважаешь людей и хочешь, чтобы они тебя уважали не сейчас, когда ты президент, а самое главное, после. Хочется все же остаться президентом, чтобы говорили: мы вас уважаем, не все было идеально, но тем не менее, все было неплохо».
Но вопрос о втором сроке еще не решен: «Это решает народ Украины. […] Я никуда не баллотируюсь. Я лучше выполню все, что я обещал в свой один срок, и поеду отдыхать».