По фрагментам ДНК. В Нью-Йорке через 20 лет продолжают идентифицировать жертв крушения башен-близнецов
Накануне 20-й годовщины терактов 11 сентября американские судмедэксперты установили принадлежность фрагментов тел еще двух жертв атаки на Всемирный торговый центр. До сих пор более 1100 жертв не идентифицированы. Ученые признают, что найти останки нескольких сот погибших никогда не удастся.
Об этом рассказывается в статье The New York Times Разбередив старые раны. 20 лет спустя идентифицированы новые останки жертв 9/11. Приводим сокращенную версию публикации.
В августе 2021 года на пороге дома 44-летней Найкии Морган в Лонг-Айленде появились два детектива. Женщина была на работе, ей позвонил сын: «Это по поводу бабушки…»
Утром 11 сентября 2001 года страховой агент Дороти Морган находилась на 94-м этаже Северной башни Всемирного торгового центра. Она, как и 294 ее коллеги по фирме Marsh & McLennan и 63 клиента, погибла, когда террористы направили самолет на здание.
Останков женщины не нашли. Родные так и не смогли должным образом похоронить ее. Но теперь детективы прибыли к ее дочери с новостями о том, что служба судебно-медицинской экспертизы Нью-Йорка идентифицировала Дороти Морган с помощью анализа ДНК.
«Я и не знала, что они все еще пытались что-то делать по прошествии стольких лет», — удивилась Найкия.

Как и родственники других жертв, она передала ученым эталонный образец ДНК своей матери почти два десятилетия назад — так давно, что она не помнит, какая именно была вещь. С помощью новейшей технологии судмедэксперты сопоставили образец с крошечным фрагментом кости, найденным среди развалин.
Ее мать стала 1646-й жертвой теракта 9/11, идентифицированной с помощью анализа ДНК. Любопытно, что 1647-я идентификация состоялась буквально несколькими днями позже: установлена личность человека, имя которого не раскрывают в соответствии с пожеланиями его семьи.
Это первые положительные идентификации с 2019 года. В последнее время принадлежность фрагментов определяют примерно раз в год или реже, тогда как сразу после теракта производили сотни идентификаций.
Так продолжалось до 2005 года, когда бюро судмедэкспертизы объявило родственникам, что все останки, подлежащие анализу, уже исследованы, а продолжение работы невозможно из-за несовершенства технологии: многие фрагменты, обнаруженные в Ground Zero, разложились в раскаленном щебне, количество ДНК было крайне скудным.
Однако появление новых прогрессивных методов исследования стало причиной возобновления миссии. Ученые тестируют обширный массив останков на предмет генетической связи с 1106 неопознанными жертвами — это примерно 40 процентов от числа погибших на месте крушения башен ВТЦ.
Некоторые кусочки костей размером не превышают конфету Tic Tac. Их очищают, после чего измельчают в порошок. После извлечения ДНК происходит сопоставление с образцами, представленными членами семьи: одеждой, зубной щеткой и т. п.
Из 150 профилей ДНК, определяемых каждый год, большинство совпадают с ранее идентифицированными жертвами 11 сентября, в то время как для других не находится совпадения в базе данных.

По словам заместителя директора бюро Марка Дезире, точно идентифицировать всех 2753 погибших при крушении башен никогда не удастся. Во-первых, многие останки сожжены полностью, во-вторых, примерно 100 семей отказались предоставить образцы ДНК.
Бюро возвращает родственникам для захоронения идентифицированные останки в герметичной упаковке с американским флагом и идентификационным номером. Если отправлять останки некому, они хранятся на территории Национального мемориала 11 сентября.
Последнее вызывает недовольство Розмари Кейн, чей сын Джордж, работавший пожарным, погиб во время ликвидации последствий теракта. Его опознанные останки мать получила в 2002 году. Все фрагменты надо перевезти в специальное хранилище, кроме того власти Нью-Йорка должны рассмотреть вопрос о прекращении экспертизы, считает Розмари. «Думаю, это дает ложную надежду многим людям, которые сидят и ждут останков», — сказала она.
Тем не менее люди, работающие над опознанием, считают, что продолжение поисков — их особая обязанность. Несмотря на то, что судмедэксперты обучены сохранять бесстрастное отношение к своей работе, многие знают о людях, которых они пытаются идентифицировать, благодаря чтению новостей и постоянному контакту с семьями жертв.
«Обычно вы не испытываете эмоциональной привязанности, но в случае с ВТЦ это стало личным делом: вы разговариваете с родственниками, обнимаетесь и плачете», — говорит Дезире.
…20 лет назад Найкия Морган день за днем ездила на Манхэттен в поисках матери. Той же осенью ее признали погибшей, в церкви отслужили заупокойную мессу. Теперь, когда Дороти опознана, ее дочь не уверена, хочет ли она вернуть останки. Погребение крошечного фрагмента кости может воскресить боль, полагает она.
«Вы внезапно должны решить, что делать с любимым человеком, который умер 20 лет назад, — сказала Найкия. — Это как бередить старые раны. Со временем вам становится лучше, а 20 лет спустя происходит нечто, и вы снова сталкиваетесь с этим».