🤍❤️🤍=тюрьма. Белорусский журналист — о репрессиях оппозиционеров, онлайн-протестах и действенности санкций против режима Лукашенко
На оппозицию в Беларуси продолжает давить диктаторский режим Александра Лукашенко, что подтверждают приговоры Марии Колесниковой и Максиму Знаку. О судьбе оппозиционеров, репрессиях, переходе протестов в интернет и действенность международных санкций Радио НВ расспросило у главного редактора Еврорадио Павла Свердлова.
Павел Свердлов
главный редактор белорусской службы Еврорадио
— Насколько вероятным выглядит то, что приговоры оппозиционерам можно обжаловать в Верховном суде, который так или иначе все же подчиняется власти?
— Защита, конечно, его будет оспаривать, но совершенно очевидно, что ни к чему это не приведет. Эта процедура нужна скорее для того, чтобы потом обратиться в международные инстанции, чтобы прошли все стадии защиты внутри страны. Эти кейсы дальше будут оспаривать в Европейском Суде по правам человека. То есть, нет никаких иллюзий о том, что Верховный Суд примет какое-то другое решение, как-то его пересмотрит.
Читайте также: «Выйдут на свободу гораздо раньше». Тихановская отреагировала на приговоры оппозиционерам Колесниковой и Знаку
— Есть ли какие-то новости о том, что происходит с Марией Колесниковой и Максимом Знаком?
Читайте также:

Питер Дикинсон У режима Лукашенко нет пути назад. Что ждет Беларусь дальше?
— Сегодня с утра, как это заведено после оглашения приговора, родителям Марии Колесниковой, Максима Знака дали с ними увидеться. Есть кадры, как они заходят через двери следственного изолятора. За год — это первое свидание, которое им вообще дали. До того они виделись только на несколько минут перед заседаниями суда, суд был закрытый. Пока не закончится этот процесс обжалования, вероятно, они еще некоторое время будут содержаться в СИЗО в Минске. Далее Мария поедет в единственную женскую колонию в Беларуси, которая находится в Гомеле, а Максим — в одну из мужских колоний, в них у нас недостатка нет.
— Расскажите, пожалуйста, остается ли борьба за смену власти, борьба с режимом Лукашенко?
— Протест ушел с улиц, потому что цена выхода на улицу очень велика. Если ты выходишь с флагом или с плакатом, если ты вывешиваешь флаг в окно своего дома, или даже если ты вывешиваешь три сердечка (белое, красное и белое) в окно — ты считаешься пикетчиком. Это для белорусских властей значит, что ты проводишь какое-то несанкционированное мероприятие. И, соответственно, минимум 15 суток. 15 могут превратиться в 30, если составят протокол за неповиновение сотрудникам милиции. А 30 суток могут превратиться в уголовное дело, если в твоем телефоне найдут что-нибудь не то. В таких условиях, естественно, никто не будет выходить. Весь протест в интернете, в телеграмах.
Читайте также: «Вечных правительств не бывает». Зеленский пожелал белорусам украинской свободы и демократии
— Изменилось ли что-то в настроениях белорусов в отношении Лукашенко?
— Нет таких поступков белорусских властей, которые за последний год заставили бы людей их больше полюбить. Скорее наоборот. Это репрессивная машина, которая работает на полную катушку. И конечно, она вызывает только ненависть. И сторонников у Лукашенко не прибавилось, а наоборот — прибавилось противников. И это значит, что в головах людей все это тлеет. Чем и когда это взорвется — совершенно непредсказуемо.
Читайте также:
— ЕС высказывается против многих решений, связанных с Беларусью. В частности, мы видим выражение сожаления из-за неуважения минского режима к правам человека. Есть ли какое-то международное действие, которое бы сегодня помогло или было бы полезно белорусам?
— В порту Клайпеды литовские таможенники остановили контейнеры с запчастями для БелАЗов, которые должны были отплыть оттуда в Чили. БелАЗ входит в четвертый пакет санкций. Соответственно, европейская компания не хочет обслуживать его, а может боится попасть под вторичные санкции, и останавливает свое сотрудничество. Что будет с этими запчастями — непонятно, но штрафные санкции, очевидно, это удар по БелАЗу, удар по белорусской экономике. Мне кажется, что только это сейчас может подействовать в какой-то такой перспективе.
— То есть международные санкции — действенные, хотя Лукашенко и не признает этого?
— Санкции носят отложенный характер, эффект от них будет скорее к 2022 году. Пока что режим хорохорится, а провластные политологи говорят, что санкции сделают Беларусь сильнее, что найдутся какие-то другие поставщики, рынки сбыта. Но вы знаете, нет огромного выбора. Есть Россия на востоке и все. Россия хоть и большая страна, но возможности довольно скромные. Поэтому я уверен, что проблемы будут. И вот именно эта потеря денег (бюджета или личных доходов людей, которые близки к Лукашенко) может каким-то образом изменить ситуацию.
Журналист Франак Вячорка - об оппозиции, Тихановськой, российских войсках на границе с Украиной
x