Родителям — диплом, себе — ничего. Почему университеты потеряли связь с реальностью и как это исправить?
Сейчас диплом интересует рынок все меньше. Так будет, пока за ним не будут стоять качественно иные смыслы.
Дизайнер с дипломом инженера
Мы знаем этот классический сценарий. Старшеклассник пытается выбрать будущую профессию. Он или она еще не знают, чего хотят и куда хотят. И варианта не пойти в университет у них часто нет — родители давят, что надо получить любой диплом.
У меня самого никогда не возникало и мысли, что можно не идти в университет сразу после школы. Класса с восьмого я знал, что буду поступать в КПИ и становиться то ли программистом, то ли инженером. У нас в семье это династическое. Родители мягко прокладывали этот путь, а сам я не имел лучшего плана. Какие планы могли быть у четырнадцатилетнего парня, который идентифицировал себя через музыку и книги? Среди других предметов мне нравилась и математика, так почему бы и нет.
Обучение преимущественно сводилось к тому, что преподаватель читал вслух конспекты, а мы должны были записывать услышанное в тетради. Вероятно, чтобы передать их в наследство далее. Как по мне, это странный способ воспитания и заинтересовывания людей. Неудивительно, что самым популярным девайсом того времени был ксерокс. Впоследствии я убедился, что ни инженером, ни программистом мне быть не интересно. В конце концов с третьего курса начал работать дизайнером. И вот уже 13 лет получаю удовольствие от дизайна и сам учу молодых дизайнеров с дипломом специалиста по телекоммуникационным системам.
Сломался не диплом, сломалась система
Одна известная на украинском рынке иллюстратор получила художественно-педагогическое образование в Лондоне и захотела делиться знаниями с украинскими студентами. Она начала преподавать в одном из киевских вузов. Ее не испугали поломанные проекторы, холодные аудитории и бесконечные бумажки, которые надо было постоянно восполнять. Она отработала год с очень хорошими результатами. И единственный фидбэк, который получила от руководства кафедры — выговор. потому что вместо «Отсутствует», ставила в сведения прочерки. Эта мелочь перечеркнула в глазах руководства всю пользу, которую она принесла вуза и студентам. Затем эта иллюстратор работала в ПРОДЖЕКТОР.
Сломались НЕ дипломы, а суть, что за ними стоит. Типичный выпускник вуза приходит на мой курс со словами: «Я 5 лет учился в университете, теперь дайте мне трехмесячный курс, после которого я смогу работать».
Сосредоточен на внутренних процедурах нынешний университет мало интересуется собственно студентом и теряет связь с современной индустрии, стандартами и ожиданиями рынка.
Почему так происходит?
Университет фокусируется на себе, а не на студентах. Бюрократия часто важнее реальные результаты обучения. А учебные программы могут не обновляться десятилетиями.
Университет не имеет возможностей, чтобы привлекать к преподаванию сильных практиков. Как результат, возраст преподавателей постоянно растет, а актуальность их знаний — снижается.
Университет возлагается преимущественно на лекционные форматы. Студенты не получают реальных практических навыков, которые интересуют работодателей. Поэтому диплом переживает катастрофическую инфляцию ценности и интересует рынок все меньше. Так будет, пока за ним не стоять качественно иные смыслы.
Если бы меня спросили, что делать с образованием
Если бы в Министерстве образования и науки у меня спросили, как поднять качество высшего образования, я бы дал две радикальные советы.
Университеты должны сфокусироваться на науке. Спроектированы под генерацию новых знаний и проведения исследований, университеты должны учить талантливых ученых, исследователей и мыслителей. И освободить ресурсы, которые вкладываются в профессиональное обучение, которое для них несвойственное. В них должны учиться лучшие — примерно 20% от того количества студентов, которая есть сегодня.
Типичный выпускник вуза приходит на мой курс со словами: «Я 5 лет учился в университете, теперь дайте мне трехмесячный курс, после которого я смогу работать»
Нам нужна реформа профессионально-технического образования. Сейчас профтехобразование в Украине в страшной кризисе: хорошие преподаватели идут из училищ, материально-техническая база не выдерживает критики, рабочую культуру мы потеряли. Но я уверен, что ПТУ могут дать очень много тем, у кого есть способности к рабочим профессиям. Надо привлечь финансирование, хороших преподавателей, создать актуальные программы. Сейчас спрос на хороших электриков, столяров, сантехников, швей, поваров — огромный. В этих профессиях вполне можно стать успешными.
Я понимаю, что организовать это очень сложно, сопротивление будет бешеное, но рано или поздно придется идти на решительные шаги.
Сегодня есть смысл получать качественное образование. Инвестиции в себя или в своих детей окупаются лучше. И образование уже не равна диплома. Тратить годы ради штампов и бумажек, не подкрепленных актуальными знаниями — бессмысленно.
Потому образование — это не бумажки. Образование — это познание, начинающийся с удивления.