Программа 5−7−9%. Банкиры думают наперед
Если существует полемика, значит есть вопрос, требующий решения.
На повестке дня — обсуждение государственной программы «Доступные кредиты 5−7-9%». Я поддерживаю открытую и профессиональную дискуссию. Банкиры привыкли оперировать фактами, цифрами и думать наперед.
Как и любая другая, эта дискуссия должна подойти к логическому завершению. И как по мне, к довольно очевидному выводу — нужно в корне изменить или постепенно свернуть программу 5−7-9%. Тем не менее один контраргумент в этой дискуссии, адресованной персонально мне, несколько неприятно удивил. Оппонентов интересовало, почему меня, как руководителя иностранного банка, вообще беспокоит государственная программа и какое мне дело до того, как используется бюджет государства.
Да, мне есть дело. Райффайзен Банк — один из лидеров программы, и из общих 50 млрд грн мы выдали кредитов на 10 млрд грн. Программа сыграла важную роль в пик кризиса, поддержав бизнес в прошлом году, но сегодня важно понимать, как заемщики будут возвращать деньги. И готовы ли они это сделать, когда программа завершится. Стать заложниками государственной программы низких ставок — угроза как для бизнеса, так и банков. Необходимо лечить не процентную ставку, а собственно систему поддержки бизнеса, бизнес-климат.
Кроме того, программа 5−7-9% практически исчерпала свой макроэкономический эффект. Разработанная как временная мера помощи на время кризиса COVID-19, она в значительной мере стала структурным субсидированием здорового бизнеса государством. По сути, большинство заемщиков рефинансируют существующее финансирование оборотного капитала, дабы уменьшить ряд собственных расходов. Очевидно, будет сложно удовлетворить резко растущий спрос на дешевые кредиты в рамках программы 5−7-9% за счет бюджетных средств. Постепенный выход из таких программ требует взвешенного подхода, дабы не создать проблем для заемщиков и банков.
Если не решить эти и другие открытые вопросы программы сейчас, в перспективе проигрывает весь рынок. А мы, банкиры, хорошо осведомлены из-за мучительных кризисов 2008 и 2014 гг. Поэтому, полагаю, у нас достаточно опыта, чтобы сделать выводы из прошлых ошибок.