Моршинская, АТБ, Наша Ряба. Топ-10 самых дорогих брендов Украины
В прошлом году суммарная стоимость первой сотни украинских брендов выросла на 1,4% и составила $6,2 млрд, подсчитали в исследовательской компании MPP Consulting. На основании ее расчетов издание «Главком» представило рейтинг самых дорогих национальных брендов.
В первой десятке оказались представители разных отраслей — от производителей напитков и мяса птицы до онлайн-торговли. Кто они?
Моршинская
Стоимость бренда: $525 млн. Отрасль: напитки.
Бренд Моршинская принадлежит компании IDS Borjomi Ukraine. Вода разливается на Моршинском заводе минеральных вод Оскар, который расположен в курортном регионе возле восточного склона Карпатского хребта и окружен со всех сторон лесами.
Моршинская — родниковая вода, одна из самых ценных среди природных вод. Она самостоятельно прокладывает себе путь на поверхность земли и бьет природными источниками на территории курортной зоны в буковых лесах. На поверхности попадает в специальные водосборные сооружения — каптажи, которые защищают источники и воду от внешних воздействий. Территория возле источников охраняется, это закрытая зона санитарного контроля с ограниченным доступом для посторонних людей.
IDS Borjomi Ukraine много работает над развитием бренда. В 2020 году Моршинская запустила инициативу «Зелена торба», которая стимулирует сортировать и перерабатывать отходы. Продвижением бренда занимаются известные на весь мир спортсмены — теннисистка Элина Свитолина, борец, олимпийский чемпион Жан Беленюк и фехтовальщица Ольга Харлан.
Нова пошта
Стоимость бренда: $337 млн. Отрасль: логистика.
Нова Пошта — лидер украинского логистического рынка, который обеспечивает доставку каждому клиенту — до отделения, почтомата, по адресу — и позволяет тысячам предпринимателей создавать и развивать бизнес не только в Украине, но и за границей. Сеть компании насчитывает свыше 6 тыс. отделений по всей Украине, а количество отправлений только за 2019 год превысило 212 млн.
В Группу компаний входят украинские и зарубежные компании, в частности Нова Пошта, НП Логистик, NovaPay и Новая пошта Глобал. NovaPay — небанковское финансовое учреждение, благодаря которому клиенты компании могут осуществлять денежные переводы и операции с электронными деньгами. Нова пошта Глобал развивает международные партнерские сети, предоставляет клиентам услуги экспресс-доставки не только по территории Украины, но и за границей. Компания Нова Пошта — один из крупнейших работодателей в Украине, сейчас в компании работает более 28 тыс. человек.
Rozetka
Стоимость бренда: $311 млн. Отрасль: онлайн-торговля.
Над созданием проекта Rozetka Владислав Чечеткин с супругой Ириной начали работать в сентябре 2004 года, а первые продажи прошли в июне 2005 года. На первом этапе основатели компании вложили в бизнес около $250 тыс. Изначально логотип подбирали под название — рассматривали варианты радостной, довольной и даже грустной розетки. Но в результате появилось круглое улыбающееся лицо.
Сейчас Розетка работает по схеме, подобной франчайзингу. Компания предоставляет партнёрам торговые площадки, которые соответствуют требованиям по качеству и уровню работы с клиентами. В 2016 платформа стала работать как торговая площадка, свои товары на сайте могут продавать другие компании. В начале марта 2018 года на сайте насчитывалось 2,5 млн товаров.
Rozetka вышла за пределы Украины. В 2019 году компания вышла на рынок Молдовы и готовится работать на рынке Казахстана.
Roshen
Стоимость бренда: $292 млн. Отрасль: кондитерские изделия.
Корпорация Roshen — крупнейший в Украине производитель кондитерских изделий. Владеет Киевской, Кременчугской, двумя Винницкими кондитерскими фабриками и Винницким молочным заводом, Бисквитным комплексом в Борисполе (Киевская обл.), Клайпедской кондитерской фабрикой (Литва) и фабрикой Bonbonetti Choco (Венгрия). Липецкая фабрика в России не работает с апреля 2017 года.
Компания освоила новый сегмент — производство сливочного масла на Винницком молочном заводе (ВМЗ). Продукция продается на внутреннем рынке, а также поставляется на экспорт.
АТБ
Стоимость бренда: $247 млн. Отрасль: ритейл.
АТБ — самая крупная в Украине розничная компания, которая владеет более, чем 1,2 тыс. магазинами в разных регионах страны. Она занимает около 20% рынка продуктового ритейла и ежегодно открывает не менее 100 новых торговых точек. У корпорации трое соучредителей — Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун, которые владеют одинаковыми долями в компании.
В этом году сеть планирует открыть 120 новых магазинов и реконструировать еще 60, а со следующего года открывать по 150 торговых точек ежегодно. Компания покупает или строит помещения для новых магазинов. Однаторговая точка обходится в $1,5−2 млн.
PrivatBank
Стоимость бренда: $226 млн. Отрасль: финансовые услуги.
Приват Банк основан в 1992 году и является лидером на банковском рынке страны. В IV квартале 2020 года, по данным исследования CBR Ukraine, с ним сотрудничало 62% украинцев — физических лиц в возрасте старше 16 лет. Своим основным банком его считает 45% юридических лиц.
Получить лояльность потребителей удается благодаря внедрению инновационных решений. Более 10 лет назад банк стал одним из первых в мире использовать одноразовые SMS-пароли. Приват Банк использует и другие инновационные продукты, такие как платежный минитерминал, вход в Интернет-банк через QR-код, онлайн-инкассация, а также десятки различных мобильных приложений.
Sandora
Стоимость бренда: $218 млн. Отрасль: напитки.
Производство соков Sandora началось в середине 90-х годов прошлого столетия, когда литовские бизнесмены Игорь Беззуб и Раймондас Туменас согласились профинансировать бизнес-план профессора Николаевского кораблестроительного института Сергея Сыпко. В новой компании Сандора ему принадлежало 10%, а инвесторам — по 45%. В марте 1996 года предприятие выпустило первую партию продукции. А спустя 10 лет она занимала 45,6% украинского рынка соков.
Спустя год, в 2007 году, Сандору выкупила международная корпорация PepsiCo, заплатив за нее $678,7 млн. Сейчас это один из крупнейших производителей безалкогольных напитков в Украине.
Хортиця
Стоимость бренда: $197 млн. Отрасль: алкоголь.
Хортиця — флагманский бренд компании Global Spirits. По версии британского журнала Drinks International рейтинга клуб Миллионеров 2019, компания входит в тройку мировых лидеров среди самых продаваемых водок мира. Продукция компании экспортируется в 87 стран мира. В 2019 году суммарно было продано 176,4 млн бутылок продукции бренда Хортица.
Хлібний дар
Стоимость бренда: $162 млн. Отрасль: алкоголь.
Хлібний дар — украинская водка, которая выпускается компанией Баядера на заводе Национальной водочной компании в Черкасской области. Она выпускается с 2002 года. Бренд известен не только в Украине, но и зарубежом.
Наша Ряба
Стоимость бренда: $160 млн. Отрасль: производство мяса.
Бренд Наша Ряба создан компанией МХП в 2001 году. Она стала первой в Украине, кто предложил потребителям не перемороженные куриные окорочка, а охлажденную свежую курятину.
Продукция под ТМ Наша Ряба производится и фасуется на трех высокотехнологичных предприятиях МХП. Более 50% украинского куриного мяса промышленного производства на сегодняшний день принадлежит Наша Ряба. Она продается не только в супермаркетах, отдельно стоящих магазинах, но и в фирменной рознице, которая насчитывает около 2 тыс. торговых точек. Доставку продукции обеспечивают более 500 собственных грузовиков-рефрижераторов. Земельный банк компании, где выращиваются зерновые культуры для производства сбалансированных комбикормов для кур Наша Ряба, составляет 370 тыс. га.
В 2010 году Наша Ряба представила свою продукцию в чрезвычайно удобной СЕС упаковке, которая защищает охлажденную продукцию от обветривания и протекания при транспортировке.