Украина потеряла свой особый статус в Белом доме — Коболев
Украина потеряла свой особый статус в Белом доме — как в глазах президента США Джо Байдена, так и среди его ближайшего окружения, считает экс-глава Нафтогаза Андрей Коболев.
Об этом он написал в колонке для Украинской правды.
Коболев считает, что США Украине ничего не должны, а поддержку после Революции достоинства объясняет тем, что Украина была «Biden's darling» (любимцем Байдена. - ред.)
«Так что же случилось сейчас? Почему изменилось отношение к Украине того, кто убедил наших европейских партнеров убрать из их нарративов термин Ukrainian fatigue (усталость от Украины. - ред.), который в 2015 году продвигала российская пропаганда? Ответ очевиден - мы потеряли свой особый статус darling в Белом доме. И не только у самого действующего президента США, а также среди ближайшего окружения», - написал экс-глава Нафтогаза.
По его мнению, у Украины был особый статус, потому что страна была историей победы вопреки всему, но «с 2016-го года вектор нашего движения изменился»: осталось много слов, но все меньше дела.
«А потом украинская сторона допустила совсем безумную ошибку - она решила сделать ставку на одну из сторон в американских президентских выборах. Эта ставка нам очень дорого стоила и еще будет стоить независимо от того, кто будет хозяином в Белом доме. Мы получили худший из возможных результатов - ядовитые отношения как с красными (которые считают, что мы их подставили), так и с синими (которые считают, что мы попытались подыграть красным) [красные - Республиканская партия, синие - Демократическая. - ред.]», - добавил он.
Коболев отметил, что чтобы получить хоть какой-то реальный шанс остановить Северный поток-2 и минимизировать его негативное влияние в случае запуска, Украине нужно восстановить свой особый статус в Белом доме.
«Позволю себе дать совет украинской стороне: ни в коем случае не искать вариантов, что же предложить в формате "мы - вам, вы - нам" вместо реформ. Так, как это уже попробовала делать украинская сторона с администрацией президента Трампа. Почему? Потому что мы всегда проигрываем в этой игре другим игрокам, которые сильнее и крупнее. Поскольку у нас нет ничего, что по своему размеру или весу они не смогут перебить своей собственной ставкой. Проигрыш в борьбе за санкции против Nord Stream AG является очередным красноречивым примером нашей слабости в транзакционной борьбе. Поэтому остаются только реформы», - написал бывший глава Нафтогаза.
Строительство газопровода Северный поток-2, который позволит Газпрому полностью отказаться от использования украинской газотранспортной системы и поставлять газ в страны Евросоюза в обход Украины, завершено на 99%. Nord Stream 2 AG планирует закончить укладку труб уже в августе.
21 июля Министерство иностранных дел Германии и Госдеп США опубликовали подробности политической договоренности по Северному потоку-2. В заявлении Вашингтона и Берлина говорится, что если Россия попытается использовать газ в качестве оружия или прибегнет к агрессии против Украины, Германия примет меры на национальном уровне и призовет Европейский Союз также ответить, в том числе ввести санкции.
Кроме того, Германия и США будут способствовать привлечению $1 млрд инвестиций в так называемый «зеленый фонд» для Украины. Также Берлин взял на себя обязательства «использовать все доступные средства влияния, чтобы позволить Украине продлить соглашение о транзите газа с Россией на срок до десяти лет». Для этого Германия назначит специального посланника. Переговоры должны начаться как можно скорее, но не позднее 1 сентября, говорится в документе.
Украина и Польша, которые были и остаются самыми активными противниками российского проекта, договоренность Вашингтона и Берлина резко раскритиковали. В совместном заявлении министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы и его польского коллеги Збигнева Рау отмечается, что «актуальные предложения по заполнению дефицита безопасности, который образуется, не могут считаться достаточными для эффективной минимизации угроз, которые создает Северный поток-2».
Украинские чиновники и эксперты скептически оценивают возможность Германии добиться продолжения транзитного контракта между Россией и Украиной.
«Я не понимаю, как Германия может гарантировать транзит газа по территории Украины, если она его не добывает, не подает газ с территории России», — заявил глава Нафтогаза Юрий Витренко.