США определились. Как будут развиваться события вокруг китайских технологических гигантов
После нескольких месяцев колебаний, администрация Байдена определилась со стратегией в конфликте вокруг китайских технологических компаний. По сути, она решила следовать курсом, который был заложен при Трампе.
И снова усилия США сталкиваются с теми же препятствиями.
Наследие Трампа
Ключевым инструментом борьбы с китайскими технологическими компаниями являются так называемые чёрные списки торговли (trade blacklists). Чтобы поставлять свою продукцию подсанкционным компаниям, необходимо получать лицензию с ограниченным сроком действия, в которой указывается номенклатура и объём поставок. Попросту говоря, речь идёт о коротком поводке, эффективном контроле буквально в ручном режиме.
Как сообщает агентство Reuters, в январе 2020 года администрация Трампа отвергла 116 заявок на общую сумму $119 млрд, одобрив только четыре на $20 млн. Для сравнения, с 2019 по 2020 год администрация согласовала лицензии для продажи одной только Huawei товаров и технологий на сумму $87 млрд. Даже если лицензия согласована властями, она может содержать множество ограничений. Например, одна из лицензий не разрешает использовать указанные в ней продукты «в военной сфере, 5G, критической инфраструктуре, корпоративных центрах обработки данных, облачных или космических приложениях». Изюминкой этого подхода является требование к покупателям внедрить у себя процедуры управления поставками, прозрачные для правительства США.
После прихода к власти Джона Байден были аннулированы наиболее одиозные решения предшественника. Из чёрных списков была вычеркнута Xiaomi Corporation, обвинения в адрес которой выглядели совершенным вздором. В начале июня Байден отозвал запрет на популярные у молодёжи приложения TikTok и WeChat. Тем не менее, новая администрация продолжает закручивать гайки для ведущих китайских компаний. В частности, недавний президентский указ запрещает гражданам США инвестировать в 59 китайских компаний.
В поисках альтернатив
Американские элиты не ограничиваются попытками раздавить или обескровить конкурентов. Особое внимание администрация Байдена уделяет восстановлению позиций США на глобальном рынке технологий. 8 июня Сенат США поддержал пакет инициатив, призванных обеспечить способность страны конкурировать с КНР. На поддержку высокотехнологичных исследований и производства будет выделено примерно $190 млрд. Ещё $54 млрд предусмотрены для полупроводниковой и телекоммуникационной индустрий.
Как отмечает Reuters, жёсткая линии в отношении КНР является одним из редких примеров консенсуса в расколотом Конгрессе. Впечатляет стремительный рост ресурсного обеспечения этой линии. В ноябре 2020 года был принят аналогичный законопроект, который предусматривал выделение на эти цели всего лишь $750 млн на период в десять лет.
Одним из выгодополучателей крестового похода против КНР оказались компании Южной Кореи. В сентябре 2020 года Samsung неожиданно подписал контракт на $6,6 млрд с американским гигантом Verizone. В похожей ситуации оказались японские производители NEC и Fujitsu. Отдельным крайне интересным сюжетом являются попытки вырастить новых "чемпионов" в Индии.
Встречаем O-RAN
На рынке 5G ключевой проблемой для США стало отсутствие национальных игроков, способных конкурировать с грандами. Осознание масштабов своего отставания натолкнуло американцев на идею прибегнуть к асимметричной стратегии. В качестве таковой выбрана концепция открытых сетей радиодоступа (O-RAN, Open Radio Access Network).
Традиционно базовая станция собирается из комплектующих одного производителя, что обеспечивает максимальную функциональность и минимальные издержки. Чтобы не смешивать между собой решения от разных производителей, операторская сеть состоит из двух-трёх независимых фрагментов.
В случае O-RAN любой элемент сети изначально рассчитан на взаимодействие с продуктами любого производителя за счёт унифицированных интерфейсов. Это, с одной стороны, позволяет собирать сети из элементов самых разных производителей, уменьшая совокупные затраты. С другой стороны, такой подход открывает возможности появления новых производителей. Пока что O-RAN-решения пользуются ограниченной популярностью на нескольких значимых рынках, включая США, Индию, Японию и ряд стран Латинской Америки.
Читайте также:
Роман Химич Передел рынка. Кто займет место китайских компаний?
27 мая Wall Street Journal в рамках специального приложения, посвящённого технологии 5G, опубликовали нашумевшую статью с громким заголовком «США вернулись в 5G-игру». В ней говорится о возможности американским компаниям вернуться на рынок оборудования для мобильной связи. В качестве кандидатов названы JMA Wireless, Airspan Networks, Altiostar, Mavenir, JMA и Parallel Wireless. Пока же наибольшие успехи O-RAN достигнуты в проектах, финансируемых за счёт бюджета, в том числе министерства обороны США.
Международный аспект
Важнейшим аспектом борьбы Вашингтона против экспансии китайских производителей остаётся привлечение к этим усилиям своих союзников и партнёров. В начале июня президент Румынии подписал указ, запрещающий использование китайского оборудования при строительстве 5G-сетей. В конце июня стало известно о том, что суд Швеции подтвердил запрет, наложенный на 5G-продукты из КНР в октябре 2020 года. Показательно, что шведская Ericsson, единственный полноценный соперник Huawei, выступает против запрета. В прошлом году власти КНР отдали ей чрезвычайно выгодные контракты на своём внутреннем рынке. Запреты на китайское оборудование в Швеции грозят ударить рикошетом по шведским компаниям в Китае.
Есть ряд примеров обратного поведения союзников и партнёров США. Ещё при Трампе, в конце 2020 года Япония изменила свою позицию после нескольких лет фактического запрета на китайского оборудование. 20 мая правительство Италии санкционировало сделку между Vodafone Italia и Huawei, хотя предыдущий кабинет осенью прошлого года запретил поставку базовых станций Huawei местным операторам связи. 23 июня стало известно, что A1 Telekom Austria Group, подразделение America Movil Карлоса Слима, открыта для предложений китайских поставщиков при строительстве 5G-сетей в странах своего присутствия.
В случае с ОАЭ на кону оказались, с одной стороны, новейшие американские истребители F-35, заказанные Эмиратами, а с другой — лояльность одного из важнейших партнёров в регионе. Администрация Байдена столкнулась с тем, что власти ОАЭ по-своему толкуют достигнутое при Трампе соглашение отказаться от китайского оборудования. Камнем преткновения оказалось отсутствие альтернатив продуктам Huawei и недостаточные сроки для замены уже установленного оборудования.
Сиамские страдания
Теснейшая взаимозависимость экономик КНР и США делает их похожими на сиамских близнецов, для которых никакие по-настоящему резкие шаги попросту невозможны. На фоне риторики «сдерживания» и бряцания оружием торговля между США и КНР словно бы живёт собственной жизнью, демонстрируя поразительные успехи. В то время, как объем внешней торговли Китая в первом квартале 2021 года вырос на 38,6% год к году, товарооборот конкретно в США увеличился сразу на 73%. Несмотря на санкционное давление, с начала года компании Китая привлекли на американском фондовом рынке рекордные $11 млрд, что на 440% больше, нежели в первом квартале 2020 года.
В случае стран поменьше, проблемой для Госдепа становится впечатляющий диспаритет в товарообороте с КНР и США. Например, в случае упомянутых выше ОАЭ торговля с Китаем по итогам 2020 года вдвое превышает таковую с США. Для Украины эта разница является восьмикратной. США не в состоянии предложить своим партнёрам адекватную компенсацию неизбежным потерям в случае присоединения к антикитайским санкциям. Мало у кого из союзников Вашингтона есть глобальные амбиции, как у Лондона, или готовность быть с Вашингтоном «и в печали, и в радости», как у Литвы.