«Ориентация на содержание образования»: чему будут обучать в Украинской школе свободных наук
1 сентября начинается первый учебный год в новой киевской школе, которая находится в самом сердце Подола, — «Украинской школе свободных наук».
Оксана Карпенко
директор заведения
Чем отличается свежесозданная киевская школа, чему там будут учить и как туда попасть, расскажет директор заведения Оксана Карпенко.
Об образовательных акцентах школы
Современный мир меняется с большой скоростью. Ежедневно что-то появляется и исчезает. Информации и хаоса становится больше, а смыслов и ценностей, к сожалению, все меньше.
В этом океане информации и непредсказуемости возникает вопрос: чему учить современных детей? И это вопрос уже не технологий, а содержания образования. Именно в таких условиях для нас важны два акцента в образовании: маркерное мышления — умение выделять из многих вещей то, что действительно имеет смысл, и создание смыслов, ведь не понимая смысла, мы теряем ценность познания нового. Маркерное мышление и поиск смыслов — основа образовательной концепции УШСН.
Об особенностях образовательного процесса УШСН
В нашей школе мы практически все пытаемся превратить в образовательный процесс. То, что сейчас называют «Образование — 360». К сожалению, большинство начальных школ до сих пор ориентированы на то, чтобы ребенок задавал как можно меньше вопросов, считается, что это вредит процессу. Мы не только поддерживаем ребенка в его стремлении задавать вопросы, но и учим ставить вопрос правильно, ведь понимаем, что это 70 процентов решения проблемы.
До сих пор является нормой существование различных рейтингов успешности изучения предмета. Да, это важно, но это не единственное, на что нужно обращать внимание. Для нас важно то, что ребенок здоров (физически и психологически), счастлив, хочет и может самостоятельно усваивать новое, умеет создавать отношения (дружеские, деловые, личные), без труда работает в команде, имеет универсальные компетенции, понимает различные картины мира.
О ценностях
Мы уверены, что школа транслирует культуру и мировоззрение, а культура основана на ценностях общества. Ребенок в школе впитывает в себя культуру жизни от взрослых. Другими словами — он учится взаимодействовать с миром, людьми, собой — разными способами.
На мой взгляд, самый актуальный вопрос на сейчас: как быть человеком в этом мире? Нашим детям нужно найти этот ответ — и большинство проблем современности будет решено. Наука и технологии развиты уже настолько, чтобы все были счастливы и обеспечены необходимым. В мире не хватает главного — человеческого. Первейшей задачей школы является развитие этого «человеческого в человеке». Почему об этом, а не о универсальных компетенциях? А все потому, что с компетенциями проще и понятнее. Мы видим, что и как делать, чтобы они развивались. А вот с личностным не все понятно. Что есть во мне, и как это развивать? У нас этим вопросом занимаются тьюторы. Именно под их чутким сопровождением происходит становление личности, ведь качество жизни зависит в первую очередь от личностных качеств или их отсутствия. Мы знаем об этом и ориентируемся на работу в этом направлении.
Об образовательной концепции Школы свободных наук
В центре образовательного процесса у нас находится Ребенок.
Это новый, не всем известный и не для всех желанный путь. Для этого нужно уметь слушать детей и слышать их! Выключать в себе «я хочу так, потому что это всегда работало», а давать возможность выбирать детям, хотя и не понимать, какой в этом смысл. Поверьте, ученики понимают смысл того, что делают. Нужно довериться им.
О выборе
Другой нашей особенностью мы считаем тему выбора. В школе мы будем развивать, тренировать умение выбирать. Взрослым достаточно трудно бывает предоставить ребенку право выбора, особенно ученикам начальной школы, но нам все же важно эту тему актуализировать.
Именно об этом наши «свободные науки». О праве пробовать что-то новое, открывать в себе новые грани, заниматься тем, что интересно именно мне и именно сейчас.
Мы хотим создать в школе атмосферу жажды нового, чтобы ребенок не останавливался, а взял за привычку процесс постоянного саморазвития. «Научиться учиться» в течение всей жизни — это наша перспективная стратегия на ближайшее будущее. Именно поэтому мы сделали выбор в пользу индивидуальных траекторий обучения.
Об оценивании
Система оценивания должна быть сродни обратной связи, причем такой, которая поддержит ребенка эмоционально и содержательно. Это зеркало, которое позволяет ребенку увидеть свои сильные стороны, зоны развития и поможет поставить цели. Большинство детей не знают, как это делать, и что самое страшное — не знают, для чего это нужно делать. В разговорах с детьми часто можно услышать: моя цель — это получить девять по математике. А что эта цифра означает? Какие умения, знания и навыки при этом я получу? Эти вопросы вызывают ступор у детей.
О правилах
Из разговора с ребенком: ты же знал, что так нельзя, почему ты нарушил правило? Ответ: не принимал участие в обсуждении этих правил, мне их навязали. Да, немного грубо и нестандартно, но справедливо. В школе многое начинается с правил. Они должны быть общими для всех, и разрабатывать их также нужно всем вместе!
О команде
Подбор команды в школу — задача не из легких. Если честно, лучше здесь помогает командное чутье. Общаемся, проверяем на практике, чувствуем, ошибаемся, но шаг за шагом идем к именно нашему идеалу. Хорошим педагогам нужна свобода действий.
Педагогика — это творчество, только в творчестве работают авторские идеи. Для нас достаточно нормальным считается явление, если запланировал урок, а он не зашел, потому педагог и дети смотрели и вместе обсуждали кино (или читали книгу, играли в игру).
О родителях и их роли в образовательном процессе
Экспертное мнение родителей не может быть единственной основой. Мы хотим, чтобы родители были партнерами в решении образовательных задач. Мы понимаем, что мама или папа лучше знает своего ребенка, но мы не отрабатываем родительский заказ, а действуем только в интересах ребенка путем диалога для принятия совместных решений.
Об этапах поступления в школу
Попасть к нам легко. На первом этапе психолог школы фиксирует стартовые умения и способности ребенка. Делается это только для того, чтобы потом можно было измерить прогресс ребенка. На финальном этапе происходит собеседование с родителями: мы хотим понять, близки ли мы с родителями в наших ожиданиях и насколько эти ожидания касаются позиции ребенка.
И напоследок
Мы приглашаем всех, кто верит в детей и их возможности, кто готов по-настоящему инвестировать в их будущее, к нам в школу. Для этого нужно позвонить или написать нам.