Операция Большая русификация. Как живет Крым с новыми постояльцами — 1 млн россиян, завезенных сюда Москвой
Пытаясь закрепиться в Крыму, Кремль завез на оккупированный полуостров почти 1 млн российских граждан, существенно изменив местную демографию.
Что такое «чужие», проживающий в Симферополе 52‑летний крымский татарин Бекир узнал на собственном опыте. На условиях анонимности он рассказал НВ о бытовом конфликте, в центре которого в прошлом году оказался его сын-студент. Тот шел по родному городу и по пути поссорился с парнем — переселенцем из российского Дагестана. Чужак по телефону вызвал друзей: примчались его соплеменники и некий старейшина — «вершить суд». В итоге сыну Бекира пришлось драться с обидчиком в окружении кавказцев — так решил самый возрастной из дагестанцев. «Вот таким жестким способом кавказские традиции насаждаются в Крыму переселенцами из России», — рассказал пожилой крымский татарин.
Аннексия Крыма нанесла огромные экономические потери Украине: по подсчету Центра экономической стратегии (ЦЭС), они составляют минимум $ 135 млрд. Но не все измеряется деньгами, и Кремль это прекрасно понимает. А потому все больше захватывает полуостров демографически, заполоняя оккупированный регион переселенцами из российских регионов. В том числе и с Кавказа. Это не только меняет демографию, но и делает все более пророссийскими общественные настроения, гасит очаги недовольства и серьезно затрудняет Украине задачу реинтеграции полуострова после его освобождения.
По российским данным, на начало 2021 года численность постоянного населения Крыма составила 1,9 млн чел. Плюс еще более 500 тыс. чел. проживают в Севастополе, являющемся отдельной территориальной единицей. В сумме — 2,4 млн. Но отечественные эксперты уверены, что оккупационные «власти» занижают цифры: если до захвата полуострова там проживало около 2,3 млн человек, то сейчас — уже 3,1 млн. С учетом 180 тыс. украинских граждан, покинувших Крым после его оккупации, выходит, что сюда перебрались практически 1 млн новых жителей. Нетрудно догадаться, что все они россияне.
Этот поток не был однородным, да и конечные цели у приезжих разные.