Когда и почему банки блокируют карты клиентов — кому звонить, чтобы не попасть к мошенникам
С ростом рынка онлайн-платежей все чаще владельцы карт в Украине сталкиваются с их блокировкой. По каким причинам карта может быть заблокирована банком и как распознать мошенников?
Общее количество транзакций по банковским картам в Украине за второй квартал текущего года выросло на 35,7% (год к году), сообщили в Украинском процессинговом центре. «За последние три месяца также наблюдается увеличение денежных объемов оплат картой. Сравнивая с аналогичным периодом 2020 года, держатели карт тратят на 41,0% больше. Средняя сумма чека за год почти не изменилась и равна 486 грн», — рассказали в компании.
Рост рынка онлайн-платежей влечет и рост числа блокировок банковских карт. Клиенты банков часто попадаются на уловки мошенников, которые выманивают деньги растерянных людей, не знающих, что нужно делать в случае блокировки и как отличить действия банков от фейковых сообщений. Именно фейковые сообщения (sms, мессенджеры) о блокировке вашей карты используют аферисты. В этих сообщениях, как правило, предлагается обратиться по некому номеру, чтобы «решить проблему» — а на самом деле добыть пароли и коды доступа к карточному счету.
НВ Бизнес изучил все причины, по которым банк может заблокировать карту клиента и что делать, чтобы не потерять деньги.
В каких случаях банк может заблокировать карту
Как рассказали НВ Бизнес в пресс-службе Национального банка Украины (НБУ) законодательством установлены общие требования по использованию платежных карт. «Взаимоотношения, возникающие при использовании платежных карт (электронных платежных средств), регулируются договором об использовании электронного платежного средства, условия которого, в частности должны содержать: виды платежных операций, которые пользователь имеет право осуществлять с использованием электронного платежного средства, порядок обеспечения эмитентом и пользователем мер безопасности при пользовании электронным платежным средством, ответственность эмитента и пользователя и порядок рассмотрения споров», — сказали в НБУ.
Право использовать электронный платежное средство может быть приостановлено или прекращено эмитентом (банком) в соответствии с условиями договора в случае нарушения пользователем условий использования электронного платежного средства.
В НБУ отметили, что банк обязан информировать клиента о приостановлении права использовать карту и сообщать о причинах. Способ уведомления всегда указан в договоре на обслуживание карточного счета.
«Банк имеет право восстановить право клиента использовать электронный платежное средство или предоставить новыое после устранения причины остановки права использовать электронный платежное средство», — объяснили в НБУ.
В НБУ отметили, что платежная карта является лишь инструментом доступа к текущему счету, которая используется, в частности, для перечисления средств со счета на счета других лиц или получения средств в наличной форме.
«Ограничения права распоряжения счетом может быть установлено по решению суда или в иных случаях, установленных законом, а также в случае приостановления финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, предусмотренных законом (статья 1074 Гражданского кодекса Украины)», — сказали в НБУ.
О том, какие суммы и операции подлежат финансовому мониторингу читайте в материале: Новые требования финансового мониторинга. Что изменилось при переводах на суммы более 5 тысяч гривен?
В соответствии со статьей 23 закона Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения банк имеет право остановить финансовые операции по счету, если они являются подозрительными, и обязан остановить такие финансовые операции в случае возникновения подозрения, что они содержат признаки совершения уголовного преступления определенного Уголовным кодексом Украины.
Как объяснили НВ Бизнес в пресс-службе Райффайзен Банк Аваль блокировка карты может быть вызвана различными причинами — невыполнение обязательств клиента перед банком, нарушение условий договора банковского обслуживания.
«Все случаи регламентируются нашими правилами банковского обслуживания. Их можно найти на сайте Райфа», — сказали в банке.
По этим правилам банк вправе отказаться от предоставления услуг клиенту или закрыть его счет в следующих случаях:
— действия или операция клиента не соответствуют требованиям договора с банком или законодательства Украины;
— в случае отсутствия в банке необходимой информации и документов или их непредоставления клиентом в течение десяти дней с момента направления соответствующего требования банка;
— проведение клиентом или по его счету запрещенной операции с признаками, подлежащих финансовому мониторингу;
— возражения клиента или его уполномоченного лица по раскрытию банком банковской тайны или обработки персональных данных и другой конфиденциальной информации на условиях и на основании договора банковского обслуживания;
— присвоение клиенту неприемлемо высокого риска на основаниях, определенных законодательством Украины и нормативными документами банка;
— проведение клиентом финансовых операций, которые не отвечают финансовому состоянию (оценке финансового состояния) или содержания деятельности клиента;
— если при проведении или выплате перевода средств банком установлено отсутствие данных, а также при неполных или бессмысленных данных о плательщике (инициатора) и / или получателя перевода средств, предусмотренных ст. 14 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
— в других случаях, предусмотренных договором с банком и законодательством Украины.
В ОТП Банке НВ Бизнес назвали следующие основные случаи блокировки карты:
— компрометация данных/реквизитов платежной карты.
— нетипичные операции по карте клиента, выявленные при проведении мониторинга.
— перечисление/зачисление средств непонятного происхождения.
— подозрение банка на отмывание средств.