Украина "заигрывает" с Китаем. К чему это приведет
Чем бы обернулась Украине смена курса на дружбу с главным экономическим конкурентом Америки?
В последнее время в Украине наблюдается рост интереса к Китаю. В конце июня представители украинского правительства и парламента приняли участие в презентации сборника речей председателя Китайской Народной Республики "Си Цзиньпин о государственном управлении в Китае".
На мероприятии в Киеве были вице-премьер по евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина, вице-премьер по стратегическим отраслям промышленности Олег Уруский, лидер партии Батькивщина Юлия Тимошенко, бизнесмен и политик Вадим Новинский, а также руководитель фракции Слуга народа в Верховной Раде Давид Арахамия.
Говорили об экономическом сотрудничестве двух стран. И, если верить информационному агентству Синьхуа, в интервью китайским СМИ Арахамия заявил, что партия Слуга народа намерена перенимать опыт Коммунистической партии Китая в управлении экономикой и построении государства.
В середине июля украинский президент Владимир Зеленский впервые лично по телефону поговорил с председателем КНР Си Цзиньпином, заверив его, что Украина может стать "мостиком в Европу" для китайского бизнеса, поблагодарил за китайскую вакцину против COVID-19 и пообещал заключить соглашение о безвизе между Украиной и Китаем.
Все это происходило на фоне скандала с подписью Украины под заявлением комитета ООН по правам человека с призывом к Китаю немедленно допустить независимых наблюдателей в ее западный округ Синьцзян, где, по информации правозащитников, ущемляют права уйгуров и других представителей национальных и религиозных меньшинств.
Сначала Украина поставила свою подпись под этим заявлением, однако через несколько дней при загадочных обстоятельствах его отозвала.
Между тем украинское правительство подписало с КНР межправительственное соглашение о сотрудничестве в области строительства инфраструктуры. Как говорится на сайте Кабмина, среди приоритетов сотрудничества - железнодорожный транзит, аэропорты, порты, коммуникации и муниципальное инженерное строительство.
Детали сотрудничества не разглашаются. И само соглашение так и не обнародовали.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань только рассказал, что переговоры по этой сделке длились три года и предполагает получение льготных кредитов Эксимбанка КНР под два процента годовых на 15 лет.
Среди пилотных проектов он назвал строительство моста возле Кременчуга и первой очереди кольцевой дороги в Киеве.
Повторение истории?
Это не первая сделка с Китаем. Во времена президентства Виктора Януковича таких сделок было несколько, поскольку тогда Украина тоже демонстрировала активное сближение с Китаем. Но большинство из тех соглашений оказались провальными, или так и не были реализованы.
К примеру, в 2012 Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины получила под госгарантии кредит в Эксимбанке Китая на 1,5 миллиарда долларов для обеспечения выполнения поставок украинских зерновых в КНР.
Однако обслуживать этот кредит хронически убыточной ГПЗКУ, вокруг которой постоянно идут коррупционные скандалы, оказалось крайне сложно. Учитывая кабальные условия займа аграрный сайт Latifundist даже написал о классическом варианте "кредитного рабства", в которое попала ГПЗКУ.
Годом раньше - в 2011 - был заключен контракт на предоставление кредита на строительство железнодорожной ветки между Киевом и аэропортом Борисполь. Тогда Украина договорилась с Китаем о привлечении 372 миллионов долларов под государственные гарантии на 15 лет. Правда, до строительства дело так и не дошло .
"В конце концов заказ отдали полякам. Они построили за 18 миллионов долларов. Куда должна пойти разница не трудно догадаться, - говорит руководитель секции Азиатско-Тихоокеанского региона New Geopolitics Research Network Юрий Пойта. - Китай любит давать кредиты развивающимся странам, где власть не подотчетна обществу ".
Пойта объясняет, что китайская тактика проста: КНР раздает странам "легкие деньги" под якобы низкие проценты, но с обязательным условием, чтобы все проекты реализовывались китайскими компаниями, из китайских материалов и китайскими условиями, в конечном счете делает проект дороже в несколько раз, а за такие китайские "щедроты" странам приходится расплачиваться - иногда стратегическими приоритетами.
Известным примером так называемой "дипломатии долговой ловушки" стала Шри-Ланка, где построен китайцами морской порт Хамбантота был официально передан Китаю в 99-летнюю аренду в конце 2017 года, поскольку правительство Шри-Ланки не смогло выплатить долг своему кредитору.
Или пример Черногории. Эта страна оказалась в долговой кабале Китая, взяв в КНР кредит на строительство автобана и теперь просит помощи ЕС, поскольку и не может платить по кредиту, и не имеет обещанной дороги. Может в подобной ловушке оказаться Украина?
Через популистские обещания в кредитную ловушку
"Китай демонстрирует в последнее время использование экономических интересов для получения своих политических целей. Он играет на популистских обещаниях представителей власти стран, принимающих кредиты. Но Китай не благотворительная организация, если не можешь отдать кредит, то вопрос ставится ребром: или возвращай, или отрабатывай политическим путем", - говорит заместитель исполнительного директора Украинской призмы, член Украинской группы стратегических и безопасностных студий Сергей Герасимчук.
Аналитики указывают на то, что сейчас украинской власти нужны быстрые результаты и победы, чтобы не терять политические рейтинги, и они все чаще стали смотреть в сторону Востока. Ведь в отличие от Запада, в обмен на финансовую поддержку Китай не требует реализации долговременных реформ.
"Украина уязвима и требует быстрых инвестиций. За счет Китая Украина хочет быстро реализовать инфраструктурные проекты", - замечает Юрий Пойта.
С неожиданным заявлением выступил спикер украинской делегации в Трехсторонний контактной группе Алексей Арестович. Выступая на телеканале Дом он отметил, что если в ЕС и США продолжится практика сдачи украинских интересов, то Украине ничего не останется, как переориентировать свои интересы на Восток.
"Большинство наших партнеров по безопасности, включая США, имеют сейчас напряженные отношения с Китаем. И шантаж, к которому прибегает Украина, может восприниматься как политическая игра. Главное, чтобы это не был двойной блеф, в результате которого и Пекин, и Вашингтон, и Берлин отвернутся от сотрудничества, и Украина потеряет экономическую поддержку и поддержку в сфере безопасности", - предостерегает Герасимчук.
Нужны "красные линии"
Эксперты указывают на то, что Украине не стоит отказываться от торгового сотрудничества с Китаем. Ведь несмотря на все в 2020 году внешнеторговый оборот товаров и услуг из КНР вырос на 19 процентов и составил 15,7 миллиарда долларов. Китай является вторым после ЕС торговым партнером Украины.
Однако, как отмечают опрошенные DW аналитики, делать это надо крайне осторожно, не пренебрегая интересами в сфере безопасности .
"Китай использует ряд рычагов в экономической, инвестиционной, медицинской сферах, в частности так называемую вакцинную дипломатию, как инструмент своей стратегической политики. Поэтому украинским спецслужбам нужно с удвоенной силой анализировать все предложения, которые идут в Украину и украинским политикам из Поднебесной", - советует замдиректора центра Новая Европа Сергей Солодкий.
Чтобы не попасть в умело расставленные китайские ловушки, Украина должна перестать "заигрывать" с КНР и четко очертить "красные линии", за которые не может заходить украинско-китайское сотрудничество, считает Юрий Пойта.
По его убеждени, такими красными линиями должен быть военно-оборонный комплекс Украины, элементы критической инфраструктуры, системы связи, авиа- и двигателестроения.
Источник: DW Україна