Повышение учетной ставки до 8%: запоздалая попытка обуздать инфляцию?
Последнее решение Правления Национального банка по повышению учетной ставки до 8% годовых вызвало разную реакцию среди участников рынка и экспертного сообщества.
С одной стороны всплеск инфляции этого года в Украине вызван в первую очередь факторами немонетарного характера (ростом мировых цен на энергоресурсы и продовольствие) и происходит на фоне низкой базы сравнения прошлого года (в феврале-сентябре 2020 потребительская инфляция в Украине не превышала 2.5%). Такую инфляцию принято называть немонетарной, попытки обуздать ее монетарными методами не являются эффективным, а эффекты от нее постепенно исчезают из-за затухания самого шока, что стал причиной ее развертывания (в нашем случае —стабилизации/снижение мировых цен на энергоресурсы и продовольствие).
Вместе с тем не следует забывать, что изменение учетной ставки влияет на макроэкономические показатели с определенным лагом (9−18 месяцев) поэтому решение по монетарной политике принимаются Национальным банком исходя не из прошлых событий или текущей инфляционной динамики, а в первую очередь на основе прогноза изменения этих показателей в будущем. Так что такие решения ориентированы на будущее и принимаются в условиях традиционно высокого уровня неопределенности для Украины (продолжение сотрудничества с МВФ, риск обострения военного конфликта с РФ и т. д.). Июльское решение о повышении учетной ставки на 0,5 п.п. до 8% принималось на основе обновленного макроэкономического прогноза Национального банка.
Что же такого увидел Национальный банк на прогнозном горизонте, что заставило его повысить учетную ставку? Он увидел то, что в отличие от предыдущего (апрельского) прогноза, инфляция по итогам 2021 вырастет с 8.0% до 9.6%, а возвращение ее к целевому диапазону произойдет не во II квартале, а во II половине 2022 (и это с учетом более жесткой реакции НБУ на развертывание инфляции к концу 2021 г.). Дополнительным свидетельством того, что всплеск инфляции носит не только немонетарный характер, являются устойчивые темпы роста базовой инфляции (не учитывает компоненты, на которые монетарная политика имеет ограниченное влияние, в частности сырые продовольственные товары, энергоносители и цены, регулируемые административно), что ускорилась с начала года на 2.8 в. п. до 7.3% по итогам июня и росла быстрее, чем это прогнозировалось Национальным банком ранее.
Критика решения НБУ опирается также на то, что оно помешает «послековидному» восстановлению экономики из-за ограничений предложения кредитных ресурсов. В то же время Национальный банк не пересмотрел прогноз роста экономики ни по итогам 2021 (3.8%), ни в среднесрочной перспективе (около 4%), что указывает на то, что решение о повышении учетной ставки будет иметь крайне ограниченное влияние на рост реального ВВП по оценкам самого НБУ. Также оно не будет иметь существенного влияния ни на стоимость фондирования банков, что находится на исторически низком уровне, ни на объем ликвидности банковской системы (превышает 200 млрд грн).
Мы уже видим первые позитивные сигналы восстановления кредитования в первой половине 2021 (рост портфеля кредитов МСП, ипотечных кредитов и чистых кредитов корпоративным заемщикам), поступавших в условиях перехода Национального банка к циклу ужесточения монетарной политики. Это происходит из-за того, что импульс от стремительного снижения учетной ставки в 2019—2020 гг. (с 18% до 6%) из-за действия механизма монетарной трансмиссии отразился в ставках по кредитам и депозитам только в I половине 2021, а прогнозируемое повышение учетной ставки по итогам 2021 (до 8.5% годовых) не только несоизмеримо с предыдущим снижением, но и найдет свое отражение в рыночных ставках только во II половине 2021 — первой половине 2022
В заключение хочу сказать, что сама по себе монетарная политика не может стать драйвером экономического роста для Украины. Она только способна обеспечить необходимые, но не достаточные условия, заключающиеся в обеспечении экономических агентов долгим и дешевым кредитным ресурсом. Если мы планируем догнать наших западных соседей по уровню благосостояния граждан, мы должны расти темпами 7% -8% годовых в реальном выражении. Для этого Украине следует сосредоточиться на имплементации необходимых реформ (структурные маяки кочуют из одной программы с МВФ в другую на протяжении многих лет), обеспечении верховенства права и содействии конкуренции на всех рынках где это возможно. Это позволит разблокировать (или привлечь) кредитные ресурсы МВФ, Всемирного банка, ЕС и других авторитетных международных финансовых организаций в краткосрочной перспективе (около $10 млрд) и обеспечить в среднесрочной перспективе приток как прямых иностранных инвестиций, так и активизацию внутренних инвестиционных ресурсов.