Навигатор законодательных изменений. Обязательные электробусы и запрет дизельных и бензиновых автомобилей
Еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, на которые еще не поздно повлиять.
В июле НВ.Бизнес совместно с юридической фирмой Василь Кисиль и Партнеры запустили еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, на которые еще не поздно повлиять.
О том, каким образом бизнес может приобщиться к созданию актов законодательства и высказать свое мнение по актуальным проектам регуляторных актов, мы излагали в первом и втором выпусках нашего еженедельного обзора.
Сегодня — третий обзор: экологически автомобильный
Обзор посвящен анализу законопроектов, вводящих обязательное потребление электробусов для регулярных пассажирских перевозок и устанавливающих запрет на ввоз и первую государственную регистрацию транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания.
Законопроект об автомобилях с электрическими двигателями или электробусах для регулярных пассажирских перевозок в каждый автопарк.
8 июля в Государственную регуляторную службу Украины поступил проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины "Об автомобильном транспорте" относительно стимулирования использования транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями».
Проект этого закона был разработан Министерством инфраструктуры Украины с целью реализации отдельных положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС по улучшению экологической ситуации в Украине путем стимулирования использования транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями.
Указанный проект дает определение транспортным средствам, таким, как «электромобиль», «электробус», «автомобиль гибридный» и др. Законопроект предлагает начиная с 01.01.2030 года к перевозкам пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования в режиме регулярных пассажирских перевозок допускать только электробусы.
Более того, проект предусматривает новое требование для перевозчиков, участвующих в конкурсах на перевозку пассажиров, а именно — минимальную процентную долю, которую должны занимать электробусы в парке перевозчика:
- не менее 20% по состоянию на 01.01.2025 год,
- не менее 40% по состоянию на 01.01.2027 год,
- не менее 80% по состоянию на 01.01.2029 год.
Кроме этого, законодательная инициатива предлагает увеличить срок действия договора, который заключается с перевозчиком, до 7 лет, если доля электробусов в парке перевозчика на дату подачи заявки на конкурс составляет менее 50%. И до 10 лет — если эта доля составит более 50% (в то время как стандартный срок действия договора составит от 3 до 5 лет).
Проект также предусматривает установление процентных квот на электробусы отечественного производства в парках перевозчиков, а именно — в количественном составе парка электробусов должно быть не менее 90% электробусов отечественного производства.
Предложения к такому законопроекту можно предоставлять до 6 августа.
Законопроект о запрете автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем
Однако это не единственный проект регуляторного акта, который имеет целью улучшение экологической ситуации в Украине. 13 июля в Государственную регуляторную службу Украины поступил проект Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведения первой государственной регистрации транспортных средств».
Этот проект предлагает установить запрет на ввоз и первую государственную регистрацию как произведенных в Украине, так и ввезенных на таможенную территорию Украины транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. При этом запрет ввоза и регистрации применяемых автомобилей с дизельным двигателем начнет действовать с 01.01.2027 года, а запрет на новые автомобили с дизельным и бензиновым двигателем — с 01.01.2030 года.
Зато проект закона определяет несколько исключений. Во-первых, вышеупомянутый запрет не будет касаться транспортных средств, произведенных или ввезенных на таможенную территорию Украины до 31.12.2026 года / 31.12.2029 года (зависит от вида транспортного средства в соответствии с кодом УКТ ВЭД).
Во-вторых, действие этого запрета не будет распространяться на автомобили с двигателями внутреннего сгорания:
- Для нужд Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, а также их дальнейшей ведомственной регистрации и учета таких транспортных средств.
- Для нужд фермерских хозяйств, при условии государственной регистрации таких автомобилей в фермерских хозяйствах, с целью их использования за пределами автомобильных дорог общего пользования при ведении фермерского хозяйства.
- Приобретенные в порядке наследования.
- Произведенные до 1 января 1981 года.
Предложения в такой акт можно предоставлять до 9 августа.
Автор: Остап Семерак
партнер ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики публичной адвокации
Автор: Татьяна Бережная
советник ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики налоговых споров