Мистер большой спойлер и революционный выбор. Почему все надолго запомнят 74 Каннский кинофестиваль
Вернувшись в Киев из Канн, главред сайта НВ Юлия МакГаффи рассказывает, почему все запомнят надолго и выбор жюри, и церемонию закрытия 74 Каннского кинофестиваля, а также о фильмах-победителях основной конкурсной программы.
Как часто бывает в Каннах, предсказать наверняка не получилось почти ничего. Как не часто бывает в Каннах (никогда такого не было на самом деле) — глава жюри основного конкурса Спайк Ли на церемонии закрытия случайно заспойлерил обладателя главного приза — Золотой пальмовой ветви, перевернув все с ног на голову и заставив хвататься за сердце каннский завсегдатаев.
Юлия МакГаффи
Главный редактор сайта НВ
Жюри выходит на сцену. Спайку Ли приносят листок со списком победителей — в ожидании, что все будет как всегда — по восходящей: от наград за лучший сценарий etc — до Золотой пальмовой ветви. Имя обладателя Главного приза всегда объявляют последним.
Но не в этот раз. Что-то пошло не так. И когда ведущая церемонии закрытия спросила у Спайка Ли, какой же первый приз — он воспринял это буквально и просто сказал: «Золотую пальмовую ветвь выиграл фильм Титан Жюли Дюкурно». Американский режиссер зашел сразу с верхов, все сделали вид, что ничего не слышали насколько это возможно и спешно вернулись к обычному порядку объявления победителей, но все уже поняли, каков революционный выбор жюри в этом году — и сидели с отвисшей челюстью.
Вслед за Спайком Ли рассказ о победителях 74 Каннского кинофестиваля начнем с главного. Итак, Золотую пальму в этом году получил фильм Титан 36-летней французской режиссерки Жюли Дюкурно.
Дюкурно стала второй в истории женщиной, получившей Золотую пальмовую ветвь — первой обладательницей была Джейн Кэмпион за фильм Пианино в 1993 году.
«Отдать Золотую пальмовую ветвь Титану Джулии Дюкурно — это крутой панковский жест. В Титане девица с металлической пластиной в голове убивает людей заколкой для волос, беременеет от кадиллака, меняет идентичность, выцеживает машинное масло из груди. Это такое большое „фак ю“ тем, кто продолжает делить кино на женское и неженское, неидеальный фильм о том, что мое тело — это (тут должно быть нецензурное ругательство) ничье больше дело», говорит мой соведущий по подкасту Двоє у Каннах Алексей Тарасов, и он как всегда близок к истине. Главную роль в Титане исполнила 33-летняя французская актриса Агата Руссель.
Яркая, агрессивная картина однозначно стоит того, чтобы посмотреть ее при любом удобном случае — с какими бы эмоциями вас не оставил этот фильм, но вы его еще долго не забудете. И не верьте тем, кто пишет, что этот фильм — полная херня.
Второй по значимости приз — Гран-при Каннского кинофестиваля — разделили между собой абсолютно гениальный фильм иранца Асгара Фархади Герой и оказавшийся почти российским финнский фильм Купе номер шесть Юхо Куосманена.
Обычно в Каннах Гран-при выдают один, но в этот раз, учитывая, что в прошлом году кинофестиваль не проводился и огромное количество фильмов в основном конкурсе (целых 25), ряд главных призов делили между двумя картинами.
Читайте также:
- Фальшивое обрезание, восставшие против системы и фильмы с шансами. Дневник НВ с Каннского кинофестиваля
- Фаллоимитатор из статуэтки Девы Марии и худший человек на Земле. Дневник НВ с Каннского кинофестиваля
- Голая надзирательница и обратная сторона ресторанной критики. Дневник НВ с 74 Каннского кинофестиваля
Если честно, даже спустя несколько дней после церемонии закрытия немного удивляет тот факт, что великого Фархади и проходной фильм Куосманена поставили в один ряд — но что есть, то есть.
Герой фильма Фархади, сидящий в тюрьме за долги, решает сделать благородное дело, вернув владелице найденные на улице во время краткой отлучки золотые монеты вместо того, чтобы продать их избавиться от долга — и обрекает себя на еще большие проблемы.
Фильм дважды оскароносного иранца о моральных дилеммах и выборе, в котором нет экшена и круто завернутого сюжета — смотришь на одном дыхании с замершим сердцем. А выходя с показа, ты готов отдать ему все Золотые пальмовые ветви мира.
В то же время второй обладатель Гран-при, картина Купе номер шесть Юхо Куосманена, вызывает противоположные чувства, если честно. Конец 90-х, финская девушка Лаура едет на поезде из Москвы в Мурманск, чтобы увидеть древние наскальные надписи — петроглифы. В поезде она оказывается в одном купе с простым работягой Лехой (Юрий Борисов).
Сюжет до боли прост и иногда просто отсутствует — но видимо, поездка в постсоветском плацкарте произвела на членов жюри неизгладимое впечатление. И на западных критиков тоже — кто-то из них написал, что когда смотришь Купе номер шесть, «чувствуешь запах разлитой по столу русской водки».
Я уже писала в дневниках Каннского кинофестиваля, что фильм частично профинансирован российским Минкультом и судя по всему призван в очередной раз продать легенду о загадочной русской душе и бескрайних просторах. Что ж, в этот раз жюри ее купило.
Если честно, то гораздо более понятным выбором для Гран-при вместо Купе номер шесть был бы фильм Память / Memoria независимого тайского кинорежиссера Апичатпонга Вирасетакула с Тильдой Суинтон в главной роли (актриса также выступила в фильме исполнительным продюсером). Вирасетакулу в этом году дали Приз жюри.
Героиня Суинтон Джессика приезжает в Колумбию из Шотландии к сестре и начинает слышать странные звуки и общаться с людьми, которых, как потом оказывается, не существует. Фильм о памяти, воспоминаниях, о том, что надо уметь слушать и слышать происходящее вокруг — чистое искусство.
Приз жюри с Памятью разделила картина Колено Ахеды израильского режиссера Надава Лапида, которые в 2019 году получил за свои Синонимы Золотого медведя на Берлинале. Каннское жюри в этом году оценило новую жесткую и личную картину Лапида о восставшем против цензуры режиссере, которую сразу же после премьеры обвинили в нелюбви к Израилю.
Одной из самых ожидаемых премьер Канн в этом году — мюзиклу Лео Каракса Аннетт с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях — жюри решило отдать приз за лучшую режиссуру. Каракса на церемонии закрытия не было и награду получали музыканты легендарной группы The Sparks, братья Рон Маэл и Рассел Маэл, которые написали музыку и сценарий для фильма.
Кроме всего прочего Адам Драйвер за свою роль в Аннетт мог бы вполне претендовать на приз за лучшую мужскую роль. Но ее в этот раз отдали американскому актеру Калебу Джонсу — за роль в основанном на реальных событиях фильме Нитрам австралийского режиссера Джастина Курзеля. Калеб Джонс сыграл человека, расстрелявшего десятки человек в Порт-Артуре в 1996 году. Это стало крупнейшим массовым убийством за всю историю Австралии.
Для тех, кто хочет увидеть дуэт Драйвера и Котийяр в блестящем и захватывающем фильме Каракса, напомню, что украинская премьера состоится на Одесском кинофестивале в августе, а затем фильм выйдет в прокат.
Теперь о призе за главную женскую роль. И он ушел, как часто случается, куда не ждали. Не Тильде Суинтон за роль в Memoria. Не Софи Марсо в лучшем фильме Озона за многие годы — Все прошло хорошо. Не Леа Сейду, которая сыграла сразу в трех фильмах в основном конкурсе нынешних Канн (Французский вестник Уэса Андерсона, Франс Брюно Дюмона и История моей жены венгерской режиссерки Ильдико Эньеди — в двух последних картинах главные роли).
Его отдали 33-летней норвежской актрисе Ренате Рейнсве за роль в высоко оцененном критиками фильме Йоакима Триера Худший человек на свете — картине о кризисе 30-летних и духовных метаниях на примере истории молодой женщине, которая никак не могла начать жить. Фильм в принципе хороший, но вряд ли кто-то вспомнит о нем через несколько лет, если честно.
А приз за лучший сценарий 74 Каннского кинофестиваля получили Рюсукэ Хамагути (режиссер) и Такамаса Оэ (сценарист) за фильм Сядь за руль моей машины по рассказу Харуки Мураками — о театральном режиссере, который ставит в Хиросиме Чеховского Дядю Ваню. Этот же фильм стал фаворитом голосования жюри Screen International.
Никаких наград не получили многие фильмы, которые НВ в преддверии кинофестиваля включил в список самых ожидаемых. Но менее ожидаемыми на большом экране и в принципе они, конечно, не стали, и их все стоит посмотреть: Искушение (Бенедетта) Пол Верховена, Французский вестник Уэса Андерсона, Париж, 13-й округ Жака Одиара. Обязательно Все прошло хорошо Франсуа Озона и Красную ракету Шона Бейкера.
Обо всех фильмах НВ рассказывал в Дневниках 74 Каннского кинофестиваля и в подкасте Двоє у Каннах.
Слушайте подкаст на эту тему
И во время Канн и по возвращению в Киев тот факт, что фестиваль состоялся в полном объеме на фоне все еще не закончившейся пандемии все еще кажется настоящим чудом. И это еще одна причина, по которой мы его, конечно, никогда не забудем. 75 Каннский кинофестиваль состоится с 10 по 21 мая 2022 года.
Читайте также: