Увольнения в Нацбанке. Почему ситуация очень неприятная, но закономерная
Ситуация, хоть и неприятная, но абсолютно логичная. Даже органичная, я бы сказал. Мне кажется, оно примерно так и должно было закончиться.
То, что происходит в НБУ, очень неприятно. И то, как происходит, и то, какие серьезные риски оно несет для Нацбанка в будущем. Не хочу повторяться.
Но движение от коллегиальности к авторитарности, от экспертности к иерархии началось не вчера. И не в прошлом году, а примерно через год после прихода Шевченко. Только не Кирилла Евгеньевича на пост Головы НБУ, а Андрея Николаевича на пост тренера сборной, то есть году где-то в 2017-м, по моим наблюдениям.
Всегда существовал водораздел между «белыми людьми» и «простыми лягушками», читай между теми, кто что-то решал и на что-то влиял (или пытался хотя бы) и исполнителями.
В первые годы каденции Валерии Гонтаревой этот водораздел был скорее по принципу экспертности и пассионарности. Те, кому было не всё равно и/или те, у кого были знания — те участвовали в принятии решений. Не наравне, но фактически наравне с высоким начальством, включая Правление.
Читайте также:
![](/media/7e3da4e299b14be6b25045b7d88916e8.jpg)
Валерия Гонтарева К чему могут привести массовые увольнения в Нацбанке
Не то чтобы этот процесс был каким-то идеальным и на 100% работающим. Таких на 100% работающих процессов вообще не бывает, какими бумажками их ни регламентируй. Я скорее о возможности и ситуации, когда условный главный экономист имел возможность не согласиться с позицией, например, члена Правления. Такого экономиста не затыкали, а даже слушали (если недолго, конечно). Начальники отделов и управлений были по сути равны директорам департаментов и членам Правления. Что, в общем логично — все они/мы пришли примерно с одинаковых позиций и с одинаковой экспертизой, просто условный Дмитрий Сологуб стал зампредом, а условная Наталья Задерей — начотделом. Вполне могло быть наоборот и никого бы не удивило.
Со временем водораздел начал смещаться от экспертности к иерархии: чем выше начальник, тем сильнее он прав. Тут можно писать отдельный опус, как и почему так произошло. Грейдинг? Да, он помог выстроить эту систему, но сам по себе был производной, а не причиной.
Во времена, как бы выразиться, «среднего Смолия» (по аналогии с палеонтологией — средний мел, средний триас, средний силур) водораздел зафиксировался примерно на уровне Правление+директоры департаментов vs все остальные. Разрыв и по зарплатам и по полномочиям между директором департамента и начальником управления был гораздо больше, чем между Правлением и директором или между начальником управления/отдела и его линейными сотрудниками.
В отдельных департаментах доходило до смешного (ну так казалось со стороны, а внутри оно было не очень смешно) — что директора обязательно по имени-отчеству, а начальника управления по имени и на ты. «Сережа, на завтра подготовь документы и расчеты, быстро и без ошибок» — «Да, обязательно, ХХХ ХХХ, сделаю все как вы сказали, все будет у вас в 10−00». Это диалог между директором департамента и заместителем, то есть людьми, которые, в приципе, почти равны. Но нет, один на ты и в уменьшительной форме, второй — на вы и по имени-отчеству.
Читайте также:
![](/media/29d7b17ea7b04acb88aea087700ef476.jpg)
Петр Шевченко Почему из НБУ массово увольняются руководители ключевых департаментов
Тогда где-то и родилась шутка про «белых людей» и всех остальных. Тех, кто участвует в комитетах, принимает коллегиальные решения — Члены Правления и директоры департаментов. И тех, кто выполняет приказы — все остальные. Иногда среди вторых встречались coloured (снова же, аналогия с ЮАРовским апартеидом) — чуть больше прав, чуть больше полномочий (чуть больше заграничных командировок). Но на том этапе то, кому быть coloured, зависело не от знаний или профессионализма, желания, и даже не от должности, а от доброй воли «белых».
Сейчас водораздел просто перешел на уровень выше. Теперь он между Правлением и директорами. Роль директоров департаментов таким же образом, как и раньше, потихоньку свели к исполнительской (не путать с исполнительной). Да, высокоуровневые, но исполнители.
Абсолютно логично, что это произошло — к этому шло. Все те, кто строил и цементировал такую систему, отлично это понимали. Абсолютно логично, что многим людям сейчас это не нравится — вчера принимал решение, сегодня берешь под козырек и выполняешь. Они, вполне логично, голосуют ногами.
Разве что публичность удивила.