Новые детали налоговых проверок. Навигатор законодательных изменений, на которые может повлиять бизнес — еженедельный обзор
Еженедельный обзор важных для бизнеса законодательных инициатив, которые еще можно изменить.
Бизнес в Украине часто недооценивает возможности своего влияния на правовую реальность. Поэтому не использует право высказать свое мнение по поводу нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих его деятельность, вызывают определенные финансовые потери, создают новые ограничения или обязанности. Важно: речь идет о влиянии до момента принятия таких актов.
Те нормативно-правовые акты, которые приняты Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом министров Украины, Национальным банком Украины, другими государственными органами и направлены на правовое регулирование хозяйственных отношений, административных отношений между государственными органами и субъектами хозяйствования, называют регуляторными.
Принятие регуляторных актов содержит следующие обязательные этапы, такие как обнародование проектов актов с целью получения замечаний и предложения от общественности и дальнейшую обработку органом власти таких замечаний. А значит граждане и бизнес могут принять непосредственное участие в проектировании регуляторного акта и повлиять на его содержание. Более того, общественность может высказывать свои предложения, даже если акт передали в Государственную регуляторную службу, если срок для подачи предложений еще не закончился.
В еженедельном обзоре от ЮФ «Василь Кісіль і Партнери» эксперты будут предупреждать о наиболее важных для бизнеса проектах регуляторных актов, которые находятся на анализе в Государственной регуляторной службе Украины и на обсуждении в министерствах и других органах исполнительной власти.
Сегодня — первый обзор.
Изменения в сфере налоговых проверок
18 июня в Государственную регуляторную службу поступил проект Постановления Кабинета Министров «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2021 № 89».
В марте 2020 Парламент внес изменения в Налоговый кодекс Украины, введя запрет на проведение почти всех видов налоговых проверок для физических и юридических лиц до конца действия карантина. Однако в начале февраля 2021 года налоговые органы возобновили проверки компаний на основании Постановления Кабмина № 89, которое вопреки действующему налоговому законодательству позволило налоговикам снова проверять бизнес. Это постановление в действующей редакции, правда, не возобновило проверки физических лиц.
Однако проект Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2021 года № 89» предлагает разрешить проведение налоговых проверок не только в отношении юридических, но и в отношении физических лиц.
Кроме этого, он несколько расширяет перечень документальных и фактических налоговых проверок, которые разрешено проводить во время действия моратория. В частности, Постановление разрешает проведение:
- фактических проверок налогоплательщиков, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения, реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
- документальных плановых проверок налогоплательщиков — физических лиц с объемом полученного дохода в сумме более 20 млн грн за отчетный год, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены;
- документальных плановых проверок налогоплательщиков — физических лиц с объемом полученного дохода за предыдущий отчетный год в сумме более 20 млн грн;
- документальных внеплановых проверок налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, в сумме более 20 млн грн в год и имеющих риск неуплаты налогов и сборов, неисполнения налогового законодательства;
- документальных внеплановых проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих выплаты доходов, полученных нерезидентом, источником их происхождения из Украины в части правомерности применения освобождения от налогообложения или уменьшение ставки налога в случае получения ответов от иностранных компетентных органов.
Министерство финансов Украины как разработчик акта обнародовало его проект для обсуждения 11 июня, не указав, в течение какого периода можно подавать предложения. Однако в соответствии с украинским законодательством сроки для предоставления предложений к проекту регуляторного акта не могут быть меньше месяца.
Читайте также:

Татьяна Острикова Риски налоговой амнистии. Кому приготовиться?
Обращаем внимание, что действующий пункт 52−2 Переходных положений Налогового кодекса предусматривает установление моратория на проведение документальных и фактических проверок, который продлится по последний календарный день месяца, в котором завершается действие карантина. Менять Налоговый кодекс можно только путем внесения соответствующих изменений в сам кодекс, а не путем принятия постановления, как это сделал Кабинет Министров Украины в феврале 2021 года. Больше информации о незаконности Постановления 89 от 03.02.2021 года можно найти в нашей статье по ссылке.
Автор: Остап Семерак
партнер ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики публичной адвокации
Автор: Татьяна Бережная
советник ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики налоговых споров