Кулачная дипломатия. Действительно ли Китай использует вакцины и кредиты как инструмент давления на Украину — все подробности
Новое кредитное соглашение между Украиной и Китаем вновь оживило дискуссию о возможном давлении Пекина на Киев. Документ подписали через считанные дни после того, как Украина отозвала свою подпись под критическим заявлением о правах человека в КНР.
НВ собрал главные факты и оценки резонансной ситуации, сложившейся в течение последних недель.
На кону кредиты и вакцины? Что известно о возможном давлении Китая на Украину: главные факты
22 июня более 40 стран мира обратились к властям КНР с критическим заявлением о притеснении уйгуров — коренного народа, проживающего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Заявление, поддержанное в том числе Австралией, Германией, Францией, Великобританией, США, Канадой, Японией и Украиной, было подписано в рамках 47-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве. Страны-подписанты обратили внимание на данные правозащитников о негуманном обращении с уйгурами в Синьцзяне, включая пытки, принудительную стерилизацию, насилие по половому признаку, принудительный труд, разделение детей и родителей местными властями, незаконном задержании более 1 млн человек. Западные государства, давно критикующие КНР за репрессии против уйгуров, призвали власти Китая обеспечить «немедленный, полноценный и беспрепятственный доступ» в регион независимым наблюдателям, включая Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет. Авторы обращения также выразили обеспокоенность нарушениями основным свобод в Гонконге и ситуацией с правами человека в Тибете.
Спустя несколько дней, 25 июня, информагентство AP сообщило о том, что Украина отозвала свою подпись под резонансным заявлением, и связало такой шаг Киева с прямым давлением Китая. По данным дипломатических источников агентства, в противном случае КНР пригрозила заблокировать поставки в Украину как минимум 500 тыс. доз вакцины CoronaVac, разработанной китайской компанией Sinovac Life Sciences (сейчас именно этой вакциной прививают украинцев в центрах массовой вакцинации).
Об этом АР сообщили дипломаты двух западных стран. Один из них назвал такое давление характерной чертой китайской дипломатии (англ. bare-knuckles diplomacy — букв. «кулачной дипломатии»). Другой сослался на свидетельства о «значительном давлении» на Киев, добавив, что «[украинская] делегация сообщила нам, что она вынуждена отозвать подпись».
Косвенное свидетельство о том, что Китай имел и другие рычаги давления на Украину, появилось 30 июня. В этот день министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков и министр коммерции КНР Ван Веньтао подписали межправительственное соглашение. Оно предусматривает расширение сотрудничества между Киевом и Пекином — в том числе совместные проекты в области строительства инфраструктуры, под которые Украина сможет «привлекать средства на льготных условиях от правительства КНР».
Приоритетными сферами таких инфраструктурных проектов названы железнодорожный транзит, аэропорты, порты, коммуникации и муниципальное инженерное строительство.
По данным Виктора Довганя, экс-заместителя министра инфраструктуры в 2016—2019 годах, переговоры по этому соглашению между Киевом и Пекином продолжались последних три года. В рамках договоренностей Украина сможет привлекать льготные кредиты Эксимбанка КНР (до 2% годовых на 15 лет). Пилотными инфраструктурными проектами должны стать мост M22 в Кременчуге и первая очередь кольцевой дороги Киева М05 — М06. При этом 50% инфраструктурного проекта должны реализовать украинские компании.
https://www.facebook.com/v.dovhan/posts/5779985548710208
Украинские СМИ обратили внимание, что Мининфраструктуры рассказало о соглашении лишь 6 июля, спустя шесть дней после его подписания. Хотя проправительственная китайская Global Times написала о нем еще 4 июля, отдельно напомнив в заметке, что власти КНР «приветствовали» решение Киева отозвать подпись под совместным заявлением 44 стран о ситуации с правами человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Почему западные СМИ трактуют эти события как шантаж Украины со стороны Китая
Данные АР о давлении на Украину в Совете ООН по правам человека и «вакцинном» шантаже Китая дали толчок волне публикаций по этой теме в западных СМИ. Многие издания склоняются к мысли о том, что решение Киева отозвать свою подпись в поддержку заявления об уйгурах действительно было неслучайным.
Влиятельная немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung напоминает, что «страны нечасто отказываются от поддержки совместной позиции в Совете ООН по правам человека», поэтому отзыв подписи Украины был «особенно заметным». Издание приводит комментарий Олафа Винзека, специалиста Фонда Конрада Аденауэра, который работает в Женеве и отслеживает деятельность международных организаций. «Если вы посмотрите на практику голосований Украины в Совете ООН по правам человека, то эта страна является одним из ближайших союзников глобального Запада», — констатирует Винзек, называя демарш Киева в ситуации с правами уйгуров «очень примечательным». Намекая на давление Китая как причину такого шага, FAZ также цитирует заявление государственного китайского информагентства Синьхуа, заявившего, что «Украине, возможно, было стыдно нанести Китаю удар в спину, в то время как она получает помощь от КНР».
Агентство АР, в свою очередь, пишет о том, что власти Китая и ранее нередко оказывали давление на другие государства «в дипломатических кругах Женевы или в столицах этих стран, чтобы те либо поддерживали заявления КНР, либо избегали поддержки заявлений, которые требуют тщательного изучения прав человека в Китае, критикуют или ставят под сомнение их соблюдение».
В случае же Украины такой шантаж означал бы эскалацию недавних усилий Пекина противостоять критике в свой адрес, констатирует АР. Причем в этот раз, используя вакцины как инструмент, КНР потенциально подвергает опасности здоровье — и даже жизни [украинцев], — ради минимизации внимание международного сообщества к ситуации с правами человека, подчеркивают дипломатические источники агентства.
Немецкий таблоид Bild в контексте ситуации вокруг Украины напомнил о нескольких недавних случаях, когда Пекин вероятно использовал китайские вакцины как инструмент шантажа.
В марте 2021 года Бразилия неожиданно предоставила китайской корпорации Huawei максимальный доступ к расширению сети 5G в стране. На тот момент Бразилия срочно нуждалась в китайской вакцине, чтобы взять под контроль катастрофическую ситуацию с распространением коронавируса в стране. При этом ранее бразильский президент Жаир Болсонару не проявлял интереса к вакцинам из КНР, публично выступал против китайского режима и обвинял Huawei в использовании своих технологий в шпионских целях.
Парагвай, одна из 15 стран, которые признали Тайвань независимым государством, предположительно подвергся огромному давлению со стороны Китая: КНР требовала от страны разорвать дипломатические отношения с правительством Тайбэя в обмен на поставки своей вакцины. «Как и многие более бедные страны мира, Парагвай зависит от китайской вакцины. По мнению Пекина, Тайвань принадлежит Китаю и не может поддерживать независимые дипломатические отношения с другими странами», — напоминает Bild.
South China Morning Post, крупнейшая англоязычная газета Гонконга, проанализировала в контексте возможного давления Китая новое экономическое соглашение Пекина и Киева в области кредитов на инфраструктурные проекты. «Киев столкнулся с вызовом, пытаясь сбалансировать свои отношения с Пекином и Западом: он нуждается в китайских инвестициях и доступе к рынку Китая, однако полагается на США как на крупнейшего донора военной помощи, а также стремится присоединиться к НАТО и Европейскому союзу», — обобщает SCMP мнения аналитиков.
А влиятельный американский журнал Foreign Policy еще в середине июня, за неделю до заявления 44 стран в поддержку прав уйгуров в Китае, писал о рисках экономического сближения Украины и КНР. Материал касался прежде всего спора вокруг предприятия Мотор Сич и американо-украинских санкций против китайских инвесторов компании (Skyrizon). Издание сообщило, что администрация президента США Джо Байдена и ее европейские союзники обеспокоены попытками Китая скупить близкие к оборонной сфере украинские компании, включая логистические. «По мнению чиновников [в США], такие усилия Пекина направлены на создание плацдарма для распространения своего влияния в Восточной Европе», — писал Foreign Policy. Отдельно авторы материала констатировали, что Украина нуждается в китайских инвестициях, «чтобы поддерживать работу своих оборонных предприятий, поскольку эти деньги не поступают с Запада». Китай же, в свою очередь, благодаря Украине получает шанс снизить свою зависимость от России в вопросе обновления военной техники советских времен, а также «скупает опытных и относительно дешевых украинских инженеров и расширяет свое влияние на Восточную Европу».
Как комментируют ситуацию в Украине
Украинские чиновники пока немногословны относительно резонансной ситуации вокруг возможного давления Китая.
«История еще не отыграна. Поэтому я не буду вдаваться в детали. Наша задача — выйти из ситуации с максимальной выгодой для себя. И с минимальными потерями. Это принцип, которым я всегда руководствуюсь. Но процесс еще развивается. Вопрос еще пары недель», — прокомментировал Кулеба сообщения АР о «вакцинном» шантаже Украины в интервью порталу liga.net, которое было опубликовано 1 июля.
При этом Кулеба заверил, что санкции, введенные Украиной против китайских инвесторов Мотор Сич, с этой историей не связаны.
«Что касается в целом наших отношений с Китаем, есть стол, там навалена куча всего, и вопрос Мотор Сичи лежит на отдельной половине этого стола. И вокруг него нет никаких признаков жизни. Оно есть, но выведено в отдельный трек», — пояснил министр.
Председатель комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александр Мережко еще в первые дни скандала заявил Радио Свобода, что комитет не получал информацию об отзыве Киевом подписи под заявлением о нарушении прав человека в Синьцзяне.
«Ответ очень прост: это какая-то неофициальная информация. Для меня не очень понятны ссылки на „дипломатические источники“. Что именно это значит? Какие источники имеются в виду? Что касается комитета, то сейчас никакой информации по этому поводу мы не получали», — сказал он 26 июня.
Экс-депутат Рады (8-го созыва, Самопомич) Анна Гопко, бывшая глава парламентского комитета по иностранным делам, заявила, что Украина должна «определить границы сотрудничества с Китаем», и назвала вероятное давление Пекина «неприемлемым».
«Позиция сильных и субъектных — не вестись на шантаж. А отстаивать ценности. Потому что только так можно побеждать! А вакцины можно было бы найти в демократических странах. Уйгуров надо защищать так же, как и коренные народы в Российской Федерации от репрессий путинского режима», — написала Гопко 26 июня в Facebook.
https://www.facebook.com/hanna.hopko/posts/10159648493032244
Что говорят в Китае
На официальном уровне власти Китая отрицают давление на Украину, как и связь между поставками вакцин и позицией Киева в вопросе прав уйгуров в КНР. В комментарии АР МИД Китая заявил, что поставляет вакцины другим странам без каких-либо политических условий.
«Предоставление Китаем вакцин и противоэпидемических материалов другим странам не предназначено для получения выгод от других стран, и здесь нет никакой геополитической цели или каких-либо дополнительных политических условий. Мы не слышали, чтобы Украина столкнулась с любыми трудностями при импорте вакцин из Китая», — заявили в МИД КНР.
При этом там отметили, что приветствуют решение Украины отказаться от своей подписи под заявлением на заседании Совета ООН по правам человека в Женеве.
В то же время проправительственная китайская газета Global Times, комментируя новое кредитное соглашение Киева и Пекина, всячески подчеркивает необходимость такого сотрудничества для Украины — при соблюдении ряда выгодных Китаю условий. Издание взаимно обвиняет США в попытке «сорвать сделку» по покупке контрольного пакета акций Мотор Сичи китайскими инвесторами и напоминает об их требованиях компенсации в размере $3,5 млрд.
«Если Киев сможет осознать ситуацию и избавиться от зависимости страны от Запада, перспективы сотрудничества между Китаем и Украиной будут хорошими», — цитирует провластная Global Times близкую руководству КНР позицию, которую озвучил Сон Куй, глава Исследовательского института региональной экономики Китая и России.