Попробуй отпишись. Гороскопы и анекдоты остаются — телеком-регулятор передумал менять правила предоставления контент-услуг
Кабмин так и не смог рассмотреть изменения в правила предоставления телеком-услуг. Они должны ужесточить деятельность в сфере так называемых контент-услуг — платных подписок на гороскопы, анекдоты и другие сервисы для абонентов мобильной связи. Цена вопроса — до миллиарда гривен в год
НВ Бизнес выяснил, как провалилась идея урегулировать рынок контент-услуг в Украине.
Ещё в сентябре 2020 Минцифры анонсировало изменения правил предоставления телеком-услуг, которые должны защитить абонентов от нежелательных сервисов мобильных операторов и их партнеров. Как планировалось, изменения в первую очередь должны были коснуться практики предоставления так называемых контент-услуг — платных подписок на разнообразную информацию (гороскопы, курсы валют, погоду, полезные советы, песни, тосты, праздники и т. д.), которые оплачиваются с мобильного счета абонента. Действующие в настоящее время Правила предусматривают, что для предоставления контент-услуги оператор обязан сообщить потребителю о ее названии и тарифе и предоставить абоненту возможность подтвердить согласие или отказаться от ее получения. Тогда в Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) и в Минцифры анонсировали внедрение механизма двойного согласия при заказе контент-услуг пользователем и отмену принцип так называемого молчаливого согласия (когда услуга предоставляется пользователю, если он не выразил отказа от неё).
Контекст. Деньги и жалобы. Согласно подсчетам, на которые ссылаются в Минцифры, рынок контент-услуг может составлять от 500 миллионов до одного миллиарда гривен в год. Распределение средств, по тем же оценкам, осуществляется, как правило, в соотношении 30% поставщику услуг, 70% — оператору.
По информации из собственных источников НВ Бизнес, от 15 до 20% всех жалоб на мобильных операторов от пользователей касается как раз списания без их ведома денег за контент-услуги, которые они не заказывали и не использовали. При этом, по подсчетам самого регулятора, в НКРСИ поступают только одна-две из 100 потенциальных жалоб.
Как готовились изменения
Ещё в сентябре 2019 года в НКРСИ был принят за основу первый проект постановления КМУ по этому вопросу, а в августе 2020 регулятор, после нескольких этапов общественного обсуждения, окончательно одобрил проект и направил его на согласование в заинтересованные органы власти. После замечаний от госорганов доработанный проект постановления КМУ вновь был принят НКРСИ в декабре 2020 и направлен на повторное согласование в органы власти. Последние согласовали проект без замечаний, кроме технических замечаний Минюста и замечаний Уполномоченного ВРУ по правам человека (проект акта был поддержан при условии учета замечаний Уполномоченного).
На этапе подготовки документа его активно критиковали представители мобильных операторов и профильные бизнес-ассоциации, членами которых являются мобильные операторы — как из-за проблем с терминологией отрасли, существенных изменений после согласования с органами власти, так и из-за самой попытки изменить регулирование контент-услуг. Так в Киевстар заявили, что попытки властей урегулировать рынок являются попыткой «лечить грыжу через гланды», а на одном из заседаний «цифрового» комитета ВРУ представитель Vodafone Украина заявила, что «в течение 5 лет у нас ни одного отрицательного акта относительно безосновательного списания средств со счетов абонентов Vodafone Украина не было».
В четверг, 1 июля, раскритикованный, но согласованный проект постановления Кабмина должен был рассмотреть правительственный комитет (это орган рассматривает проекты законов и других нормативно-правовых актов, которые представлены с разногласиями, принимает решение об одобрении проектов и вносит Кабинету министров Украины предложения по их принятию). Однако даже рассмотреть проект решения о контент-услугах комитет не смог.
Что произошло
На заседании правительственного комитета назначенный неделю тому назад член НКРСИ Николай Ткаченко отозвал вопрос о контент-услугах с рассмотрения.