Как удержать сотрудников компании
Три базовые требования. Как стать привлекательным работодателем.
По меркам украинского бизнеса люди работают в нашей компании очень долго. Если говорить о менеджменте, то по десять, пятнадцать, а то и двадцать лет. И в целом текучесть кадров у нас очень низкая.
Есть разные сценарии. Кто-то делает карьеру от продавца до директора магазина. Кто-то меняет специальность и переходит из одного подразделения в другое. А есть люди, которые работают на одной позиции много лет и становятся настоящими профи.
Попытаюсь проанализировать, какие факторы делают компанию привлекательным работодателем. Прежде всего, есть несколько базовых требований.
- Достойная зарплата. Она должна быть не ниже средней по рынку, чтобы люди чувствовали, что их труд ценят.
- Надежность и стабильность. Если компания работает 25 лет и успешно развивается, это дает ей определенное преимущество. Кроме того, важна «белая» зарплата, со всеми налогами и отчислениями.
- Комфорт. Должны быть созданы нормальные условия труда. Это современный офис в парковой зоне, в нашей сфере — магазины, в которых приятно находиться и посетителям, и сотрудникам.
Другими словами, людям должно быть выгодно, надежно и комфортно работать в компании. Это аксиома.
Далее идут пункты, над которыми важно работать сознательно и целенаправленно.
Атмосфера и взаимоотношения в коллективе. Важно сформировать команду единомышленников и создать обстановку, в которой люди могут работать спокойно и слаженно. Есть разные подходы. Кому-то приходится «идти по головам», чтобы добиться повышения зарплаты или очередной должности. Где-то все строится на доверии, взаимной поддержке и разумно-дружеских отношениях.
Корпоративная культура трансформируется через людей, через их отношение к работе, характер и манеру поведения. Когда к нам приходит новый человек — в магазин или в какое-то подразделение, — мы очень серьезно относимся к тому, кто будет его наставником, его «проводником» в компанию. Если человек видит, что коллеги работают здесь подолгу, он задает себе вопрос: почему? Значит люди не хотят потерять свой комфорт и душевный покой, потерять свой коллектив. Мы ведь ищем не только зарплату, но и обстановку, в которой будем ее получать.
Поэтому один из главных вызовов последнего года — адаптация людей, пришедших в компанию уже во время карантина. Если они работают в удаленном режиме и общаются только с узким кругом коллег, очень сложно контролировать процесс их интеграции и приобщать к корпоративной культуре. Это задача, которую мы сейчас решаем.
Поощрение заинтересованности и инициативы. Выигрышный подход: вкладывай в работу душу, думай, что и как можно улучшить, делись своими идеями и удачным опытом с коллегами, чтобы они могли его использовать. Вместе мы сможем сделать бизнес эффективнее и заработать больше. Опыт показывает, что такой подход прекрасно работает.
Если человек приходит на работу просто выполнять свои функциональные обязанности, это не лучший вариант. Сотрудник должен «болеть» за компанию. И при этом он должен быть уверен, что любые его идеи и предложения по улучшению процессов будут услышаны. Мы периодически проводим опросы: что можно сделать лучше в компании. Устраиваем конкурсы на лучшие идеи. Предложения могут касаться любого аспекта бизнеса. Обязательно нужно объявлять имена авторов лучших идей, которые были реализованы. Кроме того, мы премируем «рационализаторов». Мы просим сотрудников говорить и о недостатках в компании. У нас есть анонимный адрес, на который я получаю письма. Конечно, можно обратиться напрямую к своему руководителю, но если по каким-то причинам ты не хочешь этого делать, можно написать напрямую директору, не указывая своего имени.
Возможность постоянного развития и обучения. Это важно людям, которые хотят развиваться. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, и ты постоянно углубляешь свои знания, расширяешь круг своих компетенций, ты со временем становишься крутым и высокооплачиваемым экспертом — даже без смены должности или специализации.
Читайте также:

Александр Высоцкий Один простой совет. Как оптимизировать затраты бизнеса
Самые лучшие инвестиции — это инвестиции в себя, в свое образование. Многие директора наших магазинов получили второе образование, уже работая в компании. Чаще всего это была специальность, связанная с менеджментом или экономикой, поскольку те, кто приходил в компанию консультантом, в большинстве своем изначально имели филологическое или другое гуманитарное образование. На каком-то этапе они сами понимали, что для уверенности в себе, для полноценной работы руководителя им не хватает базовых знаний о бизнесе.
Случается, что сотрудник хочет сменить специализацию, и важно, тобы он мог это сделать. У нас были случаи, когда бухгалтер становилась менеджером коммерческого отдела, а специалист отдела логистики переходила в отдел лояльности, освоив совершенно новую профессию. Важно дать понять сотрудникам, что расширяя свои компетенции или приобретая новые, они вполне могут претендовать на другие позиции внутри компании.
Можно делать эффективный и прибыльный бизнес, работая много и напряженно, но при этом — с искренней заинтересованностью и удовольствием.