Украинские банки уходят в онлайн-бункер
В последнее время несколько украинских банков заявили о запуске дистанционных процедур выпуска платежных карт. Десятки других сейчас активно работают над аналогичными алгоритмами, а часть готова будет представить свои решения в ближайшее время.
Это вовсе не дань моде и даже не попытка подражать лидерам «в черном», а ответ банковской системы на новые вызовы, которые предъявляет война.
Глобальный финтех-инкубатор
В каком-то смысле Украина стремительно превращается в финтех-инкубатор мирового масштаба. Украинцы, которые разъехались по всему миру, спасая в первую очередь детей от войны, столкнулись с бюрократическим ужасом, от которого уже давно отвыкли в Украине. С одной стороны, это радикально повысило их оценку всеобщей цифровизации Украины, одним из драйверов которой стали именно банки. А с другой — своим искренним возмущением устаревшей европейской системой они поневоле активно продвигают украинский финтех-бренд на мировом рынке. Домохозяйки Германии и Швейцарии, а также их мужья-бизнесмены, испытывают неподдельное удивление и восторг, когда их украинские гости показывают, как можно открыть счет и получить банковскую карту в течение 10 минут. В воскресенье. Ближе к полуночи. На людей, которые записываются на прием в банк за пару недель до визита, это производит сильное впечатление.
Справедливости ради нужно сказать, что украинское финтех-чудо — заслуга не только, а в каком-то смысле и не столько банков. Без разработок Минцифры, готовности НБУ к инновациям, пусть мы, банкиры, часто и требуем от регулятора большего, ничего подобного не могло случиться. И все же, любые технологические инновации появляются не благодаря, а вопреки. Они одновременно являются и ответами на вызов, и вызовами. Например, для того же регулятора.
Онлайн-бункер
Надо быть честным: массовая цифровизация украинских банков началась задолго до войны. Но именно российская агрессия резко активизировала этот процесс. Сейчас даже те финучреждения, которые придерживались консервативной стратегии, например, отказываясь от развития розничного направления или делая ставку на развитие офлайн-сети, работают над «онлайнизацией» своих сервисов.
Это важная составляющая общей безопасности и стабильности банковской системы. Постоянные тревоги, а теперь еще и веерные отключения электроэнергии, существенно ограничивают возможность нормального функционирования сети отделений. К тому же миллионы украинцев остаются за пределами страны — продавать им услуги офлайн в принципе невозможно.
Именно эти обстоятельства и вынуждают украинские банки в экстренном порядке переводить ключевые розничные продукты в онлайн. Сервера можно перенести за границу, обеспечив бесперебойную работу всех систем, отделения — нет.
Решать проблему, а не «делать продажи»
Следующий этап ментальной трансформации украинских банкиров — переход от концепции продаж к концепции решения задач клиента. До сих пор украинские банки «продавали» всего два основных онлайн-продукта: мобильное приложение или платежную карту. С точки зрения банка логика такого маркетинга понятна. Карта, то есть счет, открывает для клиента доступ ко всем остальным услугам банка через так называемый ДКБО (договор комплексного банковского обслуживания). Это своего рода ключ — «продав» его, банк может «продать» клиенту любой другой продукт. Но с точки зрения клиента ситуация выглядит иначе.
Человек, который ищет возможность разместить свободные средства на депозите со ставкой повыше, не хочет еще одну карту. Ему нужен банковский вклад. А внутренняя банковская кухня, все эти реестры счетов ему не интересны.
Этот простой и очевидный тезис до сих пор почему-то оставался без внимания банкиров. Они упорно продолжали продавать клиентам карты, даже когда на самом деле хотели предложить депозит. Дескать, установи приложение, получи карту, а потом оформляй депозит. Но времена меняются. Например, на днях мы запустили первый онлайн-депозит — алгоритм оформления именно банковского вклада, который начинается с выбора условий депозита, а не с подачи заявки, открытия карты или счета. 10 минут в смартфоне с приложением Дія, еще немного времени чтобы перевести деньги на счет по IBAN или пополнить в терминале у дома без комиссии, и депозит работает.
Выглядит просто, но на практике это довольно сложный процедурно и технологически продукт. Например, чтобы алгоритм эффективно работал, нужно отказаться от десятка разных вкладов в линейке продуктов. Клиент должен иметь возможность гибко настроить вклад, просто указав необходимые параметры, а не ломать голову, чем один депозит отличается от другого. Но гораздо сложнее перестроить банковскую ментальность.
Впрочем, уверен, это вопрос не такого уж большого времени. Беспрецедентные вызовы, перед которыми сейчас стоит украинская банковская система, требуют нетривиальных решений. Осознание этого факта уже сейчас вынудило даже отчаянных консерваторов от банкинга инвестировать в цифровизацию.
Нет, конечно, банки не откажутся от отделений вовсе. В этом смысле упомянутый онлайн-бункер должен стать естественной частью финансового ландшафта. Но созданный отчасти как ответ на вызовы, в будущем его роль будет гораздо более значительной. В каком-то смысле — даже глобальной, учитывая, насколько крутую рекламу украинскому банкингу сейчас делают за границей украинцы.
Теги: Банки Сервис Юнекс Банк Финтех
Читать далее