Риски налоговой амнистии. Кому приготовиться?
Поясню о чем новый закон, как будет работать и какие категории украинцев — под прицелом.
Недавно Парламент принял закон о введении добровольного декларирования. Его еще называют «налоговой амнистией», поскольку уплатой определенной суммы гражданин может снять претензии государства по неуплате налогов в предыдущие годы и избежать возможных финансовых санкций, а в определенных случаях и уголовной ответственности.
О чем закон
Граждане, которые уклонялись от уплаты налогов, смогут разово заявить об имуществе и активах, уплатить государству средства (сбор) по определенным ставкам, и спать спокойно, зная, что налоговая не будет иметь претензий.
Например, человек 20 лет получал зарплату в конверте, с которой не уплачивался налог на доходы физических лиц, накопил деньги наличными, купил квартиры, машину, имеет сбережения в банке, которые не подтверждаются его официальными доходами, которые видит налоговая служба. Теперь такой человек сможет оплатить 5% от стоимости такого имущества и средств вместо 18% действующей ставки налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора, и легализовать собственные богатства.
Важно помнить, что данное декларирование не является признанием права на активы, только гарантией от государства не преследовать за налоговые преступления в отношении активов, указанных в одноразовой декларации.
Как это будет работать
С 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022 гражданин подает декларацию и в течение 30 дней платит в бюджет согласно ставкам специальный сбор.
2,5% — за средства, на которые приобретены государственные облигации Украины с периодом погашения более 365 дней без права досрочного погашения. Это способ задекларировать активы в денежной форме по ставке, меньшей чем стандартные 5%.
5% — объекты движимого и недвижимого имущества, ценные бумаги, доля в юрлицах, имущественные или корпоративные права и другие активы, зарегистрированные в Украине. Если выплачивать сбор в течение 3 лет тремя равными платежами, то 6%.
9% для активов, перечисленных выше, если они размещены за границей, если в рассрочку на 3 года — 11,5% соответственно. Также предусмотрен льготный период уплаты до 1 марта 2022 — 7% и 9,5% соответственно.
Для денежных средств, которые гражданин хочет легализовать, является обязательным хранение в банке. То есть, если кто-то хранит миллионы под матрасом, то недостаточно сказать, что у него 10 миллионов, как это делают чиновники и политики в электронном декларировании в НАПКа. Придется нести в банк всю сумму, и автоматически возникнет вопрос финмониторинга, но об этом подробнее в разделе рисков.
Кто может и кто не может декларировать доходы
Кроме малолетних и недееспособных, не могут воспользоваться таким правом подсанкционные и национальные общественные деятели — народные депутаты, правительство, руководители центральных органов власти и судьи конституционного и высших судов, государственные служащие, должности которых относятся к категории «А»; руководители органов прокуратуры, руководители областных территориальных органов Службы безопасности Украины, главы и судьи апелляционных судов и тому подобное.
Читайте также:

Сергей Верланов Налоговая амнистия или все же всеобщее налоговое декларирование?
Как видим, чиновники нижнего и среднего звена смогут воспользоваться данной налоговой амнистией. А если гражданин занимал политическую должность или был или является госслужащим категории А, то заплатить 5% за недвижимость и деньги, сняв с себя вопросы и ответственность, он не сможет. Но относительно публичных деятелей есть ограничение — только те, кто был таким с 2010 года. Очевидно, по мнению парламентариев, во времена преступной власти Януковича, никто не воровал из госбюджета, коррупцией не занимался, а средства, имущество и доходы чиновники того времени нажили исключительно из-за уклонения от уплаты налогов, и теперь могут такие активы легализовать в налоговой амнистии.
Также не могут воспользоваться правом подать нулевую декларацию те, в отношении кого уже ведутся дела об уклонении от уплаты налогов и владельцы активов, полученных преступным путем.
Отдельно отмечу, что субъектами декларирования могут быть физические лица — резиденты Украины, а также нерезиденты, которые были резидентами Украины в момент приобретения декларируемых активов.
Добровольная или принудительная?
Все как в известной поговорке — «колхоз дело добровольное. Хочешь — вступай, не хочешь — расстреляем». Подавать или не подавать декларацию — дело добровольное, это не является обязательным, — говорит нам текст принятого закона.
Еще в законопроекте содержится норма, которая обязывает правительство в течение 9 месяцев внести законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц. То есть на конец срока декларирования мы уже будем жить в новом мире с новыми нормами налогового контроля и возможно с контролем за расходами — тратишь столько, сколько у тебя есть официального дохода.
Кому приготовиться
Среднему классу. Он под прицелом.
Бедные граждане уложатся в так называемый «минимальный перечень» легальных активов, амнистируемых в силу закона. А богатые люди уже давно различными налоговыми инструментами легализовали свои доходы. Даже в последнем году действует разновидность налоговой амнистии для активов иностранных компаний, который законодатели назвали не амнистией, а безналоговой ликвидацией: ликвидируешь свою иностранную, например кипрскую или панамскую компанию, получаешь все ее средства в составе ликвидационной массы, декларируешь в Украине, платишь 1,5% военного сбора и не платишь налог с дохода физического лица. Эта норма действует уже год и будет действовать до конца этого года. Поэтому владельцы действительно крупных активов уже позаботились о легализации своих доходов и имущества.
А вот средний класс — под ударом. Все, кто получал зарплату в конверте полностью или частично, кто работал за границей и не сохранил документов, кто в 90-е годы стоял на базарах, ФОПы, которые не показывали все свои обороты, все кто не сможет подтвердить, что уплатил налоги с доходов, на которые приобретено имущество или сбережения.
Если кто-то откладывал себе на старость и покупал доллары, то ему трудно будет доказать без справок из обменников, накопленные 20 тысяч долларов — это его личный пенсионный фонд. Если кто-то имеет 2 квартиры площадью 131 кв.м, то ему придется собирать справки о доходах, уплаченных налогах, восстанавливать кредитные договоры, заимствования, займы.
Другой дискуссионный вопрос, а с какой стоимости квартиры платить этот одноразовый сбор: с той, по которой покупалась квартира 20 лет назад, или по рыночной оценочной стоимости, сколько она стоит сейчас.
Закон по этому поводу говорит следующее: база для начисления сбора определяется, в частности, но не исключительно, как:
- расходы декларанта на приобретение (получение) объекта декларирования;
- стоимость, определяемая на основании оценки имущества и имущественных прав, финансовых инструментов, других активов. Оценка по объекту декларирования производится в соответствии с законодательством страны, где находится такой актив.
Как видим, в законе есть формулировка «в том числе, но не исключительно», что означает возможность произвольного толкования налоговиками на практике.
Например, вы в 1998 году купили квартиру площадью 135 метров за 30 тысяч гривен. Их и укажите в специальной декларации и с этой стоимости оплатите 5% сбор. С большой вероятностью можно прогнозировать, что при камеральной проверке вашей спец декларации, налоговый орган не признает такую стоимость квартиры и будет просить провести ее оценку.
Кроме того, что придется лишний раз платить оценщикам, стоимость услуг которых возрастет, так еще и 5% могут начислить по нынешней стоимости. В любом случае, стоит быть готовым документально подтвердить и обосновать налоговой стоимость такой квартиры, с которой вы платите 5% сбор.
Еще одна рисковая категория граждан — это семьи заробитчан. Одно дело, если трудовые мигранты работали за рубежом официально, с их иностранных доходов уплачивались налоги за рубежом, они имеют об этом документальные подтверждения, подавали также налоговые декларации и в Украине, переводили легальные средства родственникам, а те на них купили имущество, недвижимость, создали бизнес или положили на депозит 20-30 тысяч евро. А если люди работали не официально? Не имеют документальных подтверждений для своих доходов за много лет? Вполне распространенной является ситуация, когда родители работают или работали за границей неофициально, присылали средства детям в Украине. На них приобретены участки, построен дом, создан бизнес, есть сбережения. У родственников в Украине собственного подтвержденного дохода в размере стоимости такого имущества и средств нет. Он или сам не работал официально, или работал за какую-то небольшую украинскую зарплату.
Если эти состояния превышают предложенный государством «минимум», о чем говорилось выше, то придется декларировать в рамках налоговой амнистии, платить сбор или быть готовым объяснить законность происхождения средств и подтвердить, что такой доход был обложен налогом должным образом. Эти риски каждый должен оценить, исходя из собственной ситуации, и по возможности найти или восстановить подтверждающие документы, на случай возможных вопросов налогового органа.
Рисковые моменты
1. Воспользуются ли люди налоговой амнистией и подадут ли декларацию, во многом будет зависеть от качественной информационной кампании от власти и от того, как себя будет вести налоговый орган при реализации этого закона.
И здесь основные вопросы — сможет ли налоговая сохранить конфиденциальность информации, указанной в декларациях, чтобы это не стало дорожной картой для воров.
Также повлияет то, как будут проводить камеральные проверки поданных деклараций, чтобы не было безосновательных перегибов исполнителей на местах и доначислений.
2. Определение стоимости объектов декларирования: недвижимого имущества, транспортных средств, корпоративных прав и т.п., которая является базой для начисления сбора. Вроде и есть возможность определять стоимость, исходя из суммы понесенных расходов на приобретение, но рядом есть и возможность определять оценочную стоимость у оценщика. Это поле для злоупотреблений, потому что все еще нередки случаи занижения стоимости некоторыми оценщиками. К тому же неизвестно, какую стоимость будет нормально воспринимать налоговый орган.
3. Подзаконные акты для реализации законопроекта о декларировании выведены из-под действия закона 1160 о регуляторной политике. Это исключает общественность из обсуждения и развязывает руки чиновникам.
4. В течение 60 дней с момента подачи декларации предусмотрена проверка декларанта налоговым органом. Мы, как страна, уже имеем опыт работы НАПК, когда всех декларантов комиссия не в состоянии проверить, поэтому проверяет выборочно тех, чье поведение «не совпадает с линией власти». Поэтому не трудно предположить, что в первую очередь будут проверять тех, с кого можно получить неправомерное вознаграждение.
5. Остается норма о финмониторинге для банков, которая предусматривает проверку источника происхождения наличных средств, которые гражданин желает внести на специальный счет для дальнейшего декларирования в рамках налоговой амнистии. В законе эта норма звучит так: «Банк принимает меры по установлению источников происхождения этих активов в случаях, предусмотренных законодательством в сфере финансового мониторинга, после зачисления их на специальный счет декларанта.
Чтобы такого рода реформы не были имитацией, должна быть определена цель и целевая аудитория реформы
В случае однократного (специального) добровольного декларирования средств в национальной и иностранной валютах и/или банковских металлах, которые на дату подачи одноразовой (специальной) добровольной декларации размещены на специальных счетах в банках Украины, они должны храниться на таких специальных счетах до окончания проведения мероприятий по установлению источников происхождения этих активов в случаях, предусмотренных законодательством в сфере финансового мониторинга».
Фактически, установление происхождения средств законодатели перевели на банки, но они не являются правоохранительными органами, такая функция для них совсем не свойственна. И без ответа остается вопрос, а что будет с этими средствами, если банк не сможет установить источник их происхождения и не примет на веру объяснения декларанта, что он эти средства заработал в 90-х годах, торгуя на рынке, выгодно продал антикварную вазу или золотые монеты, доставшиеся ему в наследство от дедушки или бабушки? Ясно одно, гражданин эти средства засветил, в амнистию они пойти не смогут, а как долго их учитывать на спец счете в банке в таком случае в законе не указано. Возможно ответ даст Нацбанк в соответствующих подзаконных актах, в частности в порядке открытия, закрытия, зачисления средств на специальный счет и осуществления контроля за операциями по такому счету.
Выводы и прогнозы
Заявленная цель законопроекта — детенизация доходов и повышение налоговой культуры. При этом предусмотрены изменения, которые создали предпосылки для изменения налоговой культуры, потому что не устраняются причины теневых доходов. Опыт налоговых амнистий в мире говорит, что они являются успешными с точки зрения обнуления ситуации только в случае, если они сопровождались комплексной реформой налогообложения доходов граждан. Иначе эти амнистии будут проводиться раз в несколько лет, как было в Италии.
Принесет ли пользу реформа, если она не будет комплексной в части налогообложения доходов граждан и налогообложения фонда оплаты труда? Какие-то поступления в бюджет точно будут.
Принесет ли она вред? Есть риски произвольного применения налоговиками норм закона, легализации преступных доходов, полученных не от неуплаты налогов, а от других преступлений, в частности от коррупции с государственными средствами и имуществом. И определяющим также является вопрос доверия граждан к государственным органам и их гарантий по сохранению конфиденциальности информации. И, наконец, пока люди не понимают кто и что должен декларировать, многое зависит от своевременной и качественной информационной и разъяснительной кампании по применению норм этого закона.
Читайте также:

Елена Макеева Новый закон о налоговой амнистии. Какие вопросы остались без ответов
Чтобы такого рода реформы не были имитацией, должна быть определена цель и целевая аудитория реформы. Если истинная цель фискальная — собрать денег в бюджет, то можно проводить амнистии раз в 5 лет. И если цель обнулить ситуацию и создать правовые условия для дальнейшей уплаты налогов и контроля за расходами, то самой амнистии недостаточно. С ней «в пакете» должна идти комплексная реформа налогообложения доходов физических лиц и повышение культуры уплаты налогов.
Вывод — это полумеры. Она содержит определенные риски, описанные выше. При этом радикально не изменит налоговой культуры, потому что не устраняются причины для теневых доходов.