Дом, который построили мне. Как полуразвалившийся завод на киевском Подоле превращают в современное и креативное пространство
Если при выходе из станции киевского метро «Тараса Шевченко» вы после разбитого скверика свернете направо, то перед вам откроется улица Еленовская. Которая в итоге упирается в полуразрушенный пивной завод Рихерта.
Солодовое место
Купец Михаил Рихерт возвел пивной завод в 1892−95 годах. Уже в советское время и с 1961 года комплекс сооружений служил интересам Киевского экспериментального завода солодовых экстрактов. Которые производились на заводе аж до 2006 года.
Какую фотографию этого завода ни возьми, архитектурная ценность его фасада — на лицо. Потому 18 ноября 1986 года Киевский горсовет признал завод памятником архитектуры местного значения.
Ну а дальше — забвение и запустение. «Есть риск того, что здание обвалится. Его основные элементы находятся в аварийном состоянии», — говорит Андрей Пашенько, собственник «Творческой архитектурной мастерской А. Пашенько» — организации, которую компания «А Девелопмент» привлекла для создания проекта реконструкции завода Рихерта.
Новые смыслы
В компании «А Девелопмент» говорят, что в 2021—2022 годах территория в границах улиц Нижнеюрковской, Кирилловской и Мыльного переулка (участки общей площадью порядка 11,5 га) переживет настоящий эволюционный скачок. Тут появится комплекс, состоящий из завода Рихерта, который реставрируется и трансформируется в многофункциональный комплекс (супермаркет, кафе, офисы на верхних этажах, фитнес без бассейна и гостевой паркинг), жилого квартала (жилые дома со встроенными кафе, офисами и ресторанами на первых этажах, благоустроенной территорией, двумя детскими садами на 160 мест (возможно, также и начальной школой)) и благоустроенного озера с зоной отдыха возле него (планируется очистка и восстановление озера и холма Юрковица и организация «тропы здоровья»).

Исторический фасад завода Рихерта и труба рядом являются памятником архитектуры местного значения. Для реставрации этих элементов в «А Девелопмент» привлекли 68-летнего Юрия Лосицкого, заслуженного архитектора Украины, собственника и директора реставрационной мастерской.
«Мы восстанавливаем внешний вид завода Рихерта так, что назначение этого комплекса зданий меняется, но полностью сохраняется внешний вид. Мы видим его фасад, и это очень информативно. Это правильно, что мы его оставляем. Кирпичный некрашеный фасад будет выглядеть как вновь построенный, а новый завод будет иметь новое наполнение и функции», — рассказывает Лосицкий.
Чтобы понять, как выглядели уже утраченные архитектурные элементы, команда реставраторов углубляется в изучение архивных фотографий и описаний. «Мы делаем реставрацию фасада, ничего туда не добавляя и не убирая. Именно он ценен и является памятником местного значения. К сожалению, внутренние перекрытия завода полностью разрушены, а промышленные интерьеры — потеряны, поэтому мы прибегнем к международной практике, когда сохраняются фасадные стены и формируется новый внутренний каркас здания», — говорит Андрей Пашенько.
Реконструируя завод Рихерта, «А Девелопмент» хочет повторить успех более раннего своего проекта — ревитализации территории завода «Арсенал» и отдельных его корпусов, а также Военной комендатуры на Арсенальной площади (сейчас эта территория известна нам как A-Station). «Завод Рихерта становится общественным пространством, исторический объект, по сути, получает вторую жизнь», — добавляет Пашенько.

По плану, предложенному экспертами, восстановленное здание завода не будет превосходить по высоте его реконструированный фасад. Всего этажей 5 — включая два под землей. И, если сам завод теперь будет нести общественную функцию, то площадь вокруг него станет пространством для мероприятий. В «А Девелопмент» комментируют: в концепции публичного пространства возле завода предусмотрено создание вблизи исторической «дымовой трубы» сухих фонтанов (т.е. на одной линии с поверхностью земли). Территория пространства будет постоянно освещена. Также в компании планируют подсветку всех фасадов и арочных конструкций завода.
Мечтаю жить возле вот того завода
Впервые о том, что на территории рядом и за заводом Рихерта планируется строительство жилых комплексов, подоляне узнали из прессы в конце февраля 2021 года. Проект канадского инвестора Роберта Гиббонса предполагал появление на свет целого микрорайона площадью 107 497 кв. м под названием Greenpoint. Информация о столь плотной застройке не обрадовала киевлян, и те начали кампанию по сбору подписей для создания парка «Юрковица» вместо застройки.
В «А Девелопмент» уточняют, что «канадский инвестор оценил степень сложности адаптации предложенной иностранными архитекторами концепции к существующему земельному участку и принял решение окончательно выйти из проекта». В компании указывают, что ему возвращены его инвестиции.

Вместо нереализованного им концепта ведущие специалисты в области архитектуры, градостроения и реконструкции, которых привлек девелопер, разработали сбалансированный проект застройки, предполагающий и реконструкцию заброшенного исторического здания, и приведение в порядок озера и горы Юрковица, и возведение невысоких жилых строений.
Возведение же комплекса будет происходить постепенно, в несколько очередей. Четыре очереди — это дом-«скобочка» из трех секций со внутренним двориком и лестницей, которая соединяет его с площадью вокруг завода Рихерта.
Заброшенный ныне пустырь за заводом в проекте превращается в полноценную прогулочную променаду с зонами рекреации, активного и тихого отдыха, спортивные и детские площадки. Благоустроенное озеро будет «опоясано» прогулочной дорожкой. Как минимум, 2 спортплощадки будут находиться возле озера и одна — возле I-IV очередей зданий с квартирами.

«В проекте для всех зданий мы используем кирпич, притом того же цвета, что и на заводе Рихерта, — рассказывает Пашенько. — Кстати, кирпич с завода и кирпич из здания Военной комендатуры на Арсенальной площади столицы — два близнеца-брата. Кроме того, мы пользуемся тем же архитектурным элементом, характерным для этого исторического строения, — арки (арочные элементы и арочные окна). Их мы применяем для обрамления помещений с общественными функциями на первых двух этажах. В итоге, и стройматериалы, и дизайн зданий обыгрывают „старую“ архитектуру Подола, но в ее современной интерпретации».
Внутридомовые дворы принципиально будут свободны от автомобилей — их спрячут в подземном паркинге вдоль всего будущего комплекса (это и завод, и пространство вокруг него).
Что касается особенностей квартир, то в Архитектурной мастерской А. Пашенько выделяют возможность свободной перепланировки в большинстве из них. «В однокомнатных мы вообще предлагаем только основной периметр, — говорит Пашенько. — Что будет в них дальше, решает клиент». Кроме того, девелопер специально прячет кондиционеры и инженерные объекты в специальное внутридомовое пространство. Для обслуживания этого оборудования жильцы будут иметь доступ к нему прямо с балкона.

Подол — уникальный район столицы, с исчисляемой веками историей, неповторимой архитектурой, отражающей разные периоды развития столицы и доминирующие в них стили, а также — с удивительными островками живой природы, которые важно сохранить, но, в то же время, преобразовать в комфортное для жителей городское пространство. «Проект чрезвычайно сложный, но именно такие задачи „со звездочкой“ интересны нам», — говорят в «А Девелопмент».