
В чем ошиблись Марченко и Пышный. Гонтарева объяснила, как НБУ и Минфин могут стабилизировать курс гривни
Национальному банку придется вновь корректировать официальный курс доллара или отпускать его в «более свободное русло».
Об этом в интервью НВ Бизнес рассказала экс-глава НБУ Валерия Гонтарева.
По ее словам, Нацбанк совершил неправильный шаг, скорректировав курсу доллара только через месяц после повышения учетной ставки.
«Сейчас нужно будет делать следующую коррекцию по курсу или отпускать курс в более-менее свободное русло, потому что у вас в бюджете заложен курс 42 [грн/$], на конец следующего года курс 50, а уровень инфляции в 2023 году планируется на уровне 30%. Так как у нас сейчас очень стабильное поступление международной помощи и мы уже имеем обязательства наших доноров на $38 млрд в бюджет и $17 млрд на восстановление критической инфраструктуры на следующий год, то я думаю, что лучше уже спокойно отпускать курс, чем опять делать 25−30% коррекцию. Тем более что НБУ с таким уровнем международных резервов и западной помощью будет активным игроком этого рынка. И тогда вообще не факт, что такую коррекцию нам придется делать вообще», — рассказала Гонтарева.
Она добавила, что НБУ и Минфин сделали ряд ошибок.
«Я вижу неправильное поведение Нацбанка вместе с Минфином. Если вы помните, при Шевченко (экс-глава НБУ Кирилл Шевченко, — ред.), он постоянно жаловался, что Минфин не хочет повышать ставки по ОВГЗ. После этого Минфин сейчас уже как минимум по двухлетним ОВГЗ повысил ставки до 18,5%, что уже хорошо, потому что тогда он держал ставки 12% и вообще никуда не хотел двигаться. Где у нас возникает проблема и почему Шевченко ее понимал? Надеюсь, Пышный сейчас тоже будет создавать инструментарий. Шевченко как раз и говорил, что НБУ выйдет на вторичный рынок и будет продавать ОВГЗ из портфеля Нацбанка. А Пышный сейчас вышел и сказал, что нет, мы этого делать не будем», — рассказала Гонтарева.
По ее словам, одной из главных проблем стал «навес гривневой ликвидности»: НБУ с начала войны запустил эмиссию гривни в виде ежемесячным выплатам военнослужащим, только по состоянию на август речь идет о 113 млрд грн прибавления остатков на счетах физических лиц.
«Как эти остатки формируются? Вы понимаете, что у нас сейчас очень много людей реально на фронте и много людей получают зарплаты, выплаты, которые не тратят, очень много денег аккумулируется. Были месяцы, когда 60−70 млрд грн было таких выплат и они, понятно, все аккумулируются. Тогда у вас возникает очень большой навес гривневой массы, которая постоянно может давить на валютный рынок, что в общем-то и происходит. И в этом вопрос, что эти деньги надо обязательно абсорбировать», — заявила Гонтарева.
«Минфин не двигался в нужное русло, а Нацбанк понимает, что надо убрать эту ликвидность, иначе она будет навесом давить и постоянно придется девальвировать гривню. Зачем вам это нужно? Девальвация гривни будет приводить к дальнейшему ухудшению макро, удорожанию импорта и т. д. Поэтому, как по мне, Нацбанк как раз двигался правильно, неправильными были действия Минфина. Но теперь, когда Нацбанк видит, что все равно он за это отвечает, отвечает за инфляцию, это его главный мандат и он должен это остановить, должен обеспечить макрофинансовую стабильность», — сказала Гонтарева.
Полную версию интервью Валерии Гонтаревой читайте здесь.
Теги: НБУ Валерия Гонтарева Минфин Украины Андрей Пышный Курс гривни Сергей Марченко Курс гривны
Читать далее