Голод в КНДР: цены растут даже на рис и кукурузу, семьи оказываются на улице, солдат отправляют домой за запасами еды
16 июня северокорейский диктатор Ким Чен Ын публично признал, что в стране существуют проблемы с продовольствием, связанные с пандемией коронавируса и тайфуном в прошлом году, который нанес ущерб сельскому хозяйству.
На самом деле в стране начался настоящий голод, и цены даже на основные продукты питания — рис и кукурузу — значительно выросли.
НВ рассказывает, что произошло, и как народ самой закрытой страны мира и ее власти переживают нехватку еды.
Почему в КНДР начался голод
Северная Корея — страна, в которой проблемы с продовольствием существуют постоянно, но их степень может быть различной.
В 1990-х годах КНДР уже пережила масштабный голод — по разным оценкам с 1995 по 1999 погибло от голода от 250 тысяч до примерно 3 млн человек (по данным ООН число погибших от голода в КНДР за это время составило около 2 млн человек или 10% населения).
Читайте также: Голод и темнота. Как и почему я сбежала из Северной Кореи
Еще в 2012 СМИ писали, что постоянное недоедание привело к тому, что средний рост северокорейцев значительно меньше, чем у южнокорейцев. Примерно в это же время КНДР снизила минимальный рост призывников до 142 см — из-за того, что родившиеся в 1990-х годах во время голода мужчины часто не достигали предыдущего минимального роста для призыва в армию — 145 см.
Так как Северная Корея находится в международной изоляции, живет в условиях жесткой плановой экономики и тратит много ресурсов на свою ядерную программу и армию, страна находится на грани голода всегда. Однако в 2021 году ситуация стала хуже.
Этому способствовал нанесший урон сельскому хозяйству в прошлом году тайфун. Но, похоже, еще сильнее ухудшило ситуацию то, что из-за пандемии коронавируса Северная Корея закрыла границу с Китаем. Сообщалось даже, что руководство Северной Кореи распорядилось уничтожить кошек и голубей в приграничных с Китаем районах, потому что считает их переносчиками коронавируса.
При этом в КНДР утверждали, что ни одного случая коронавируса в стране не зарегистрировано.
Из-за того, что границы с Китаем — единственной страной, которая ведет торговлю с КНДР — перекрыты, нельзя завезти продовольствие, чтобы компенсировать потери из-за тайфуна. В итоге наступил дефицит продовольствия, и цены на него стремительно растут.
Нехватка еды и попытки северокорейских властей с этим бороться
CNN пишет, что в Пхеньяне стремительно растут цены на некоторые товары первой необходимости. По словам экспертов, цены на рис и топливо «относительно стабильны», но выросли цены на товары, которые импортируются: сахар, соевое масло и муку. Кроме того, издание со ссылкой на жителей Пхеньяна сообщает, что цены на картофель на известном рынке Тонгил, где могут делать покупки как местные, так и иностранцы, выросли втрое.
Также сообщается, что сильно выросли цены на «неосновные продукты».
«Небольшой пакет черного чая, можно продать примерно за 70 долларов, а за пакет кофе можно получить более 100 долларов», — говорится в материале.
По недавним оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Северной Корее не хватает примерно 860 тысяч тонн продовольствия, что эквивалентно чуть более чем двум месяцам поставок по всей стране.
CNN отмечает, что еще в апреле ситуация была настолько серьезной, что Ким Чен Ын заявил о перспективах «трудного марша» — так в Северной Корее называют голод в 1990-х годах. В апреле Ким Чен Ын также утверждал, что его страна находится в наихудшей ситуации за все времена из-за пандемии коронавируса.
Издание, специализирующееся на новостях из Северной Кореи Daily NK сообщило, что от нехватки продовольствия из-за закрытия границы с Китаем страдает все больше людей в северокорейской провинции Южный Пхёнан. Источник издания рассказал, что из-за финансовых трудностей в начале июня люди начали продавать свои дома и «бродить вокруг».
Это связано с тем, что многие северокорейские торговцы, которые импортируют товары из Китая, одалживают деньги, чтобы их купить. Получив выручку от продаж, они расплачиваются с кредиторами. После того, как власти в январе прошлого года закрыли границу с Китаем, они больше не смогли покупать и продавать свои товары. Из-за этого торговцы не могут вернуть займы и постоянно находятся под давлением кредиторов.
Daily NK приводит пример оптового торговца, которого в начале этого года застрелил контрабандист после спора о долге.
Согласно источнику, торговец, который продавал в провинции Южный Пхёнан импортное соевое масло, из-за долгов вынужден был недавно продать свой дом и оказался вместе со своей семьей на улице.
Издание пишет, что, по словам источника, с начала весеннего сезона все больше семей становятся бездомными из-за финансовых затруднений, «даже если в начале года они могли выживать на кукурузной каше». Бывшие торговцы больше не могут одалживать деньги, и им нечего продавать.
По данным Daily NK, с начала мая в КНДР выросли на 20% «относительно стабильные» цены на рис, постоянно растут и цены на кукурузу.
Сообщается, что нехватка еды затронула в том числе фермеров, а доступ к нормальному питанию в сельскохозяйственных районах провинции Южный Пхёнан есть меньше чем у 30% местных домохозяйств.
В еще одном материале Daily NK рассказывает, что власти Северной Кореи пытаются бороться с голодом, расширяя сеть государственных магазинов.
«Государственные продовольственные магазины в некоторых частях Северной Кореи продают обработанные пищевые продукты, кроме риса и кукурузы. Однако из-за нехватки обработанных пищевых продуктов государственным чиновникам сложно равномерно распределить эти продукты питания по магазинам», — говорится в материале.
Источник в провинции Янган сообщил Daily NK по телефону, что все государственные продовольственные магазины продают рис и кукурузу, а «некоторые магазины также продают сахар, приправы, муку и растительное масло». В то же время он добавил, что «кажется, что они предлагают их (обработанные пищевые продукты — ред.) только временно, только когда товары есть в наличии, потому что их запасы настолько малы».
Другие источники подтвердили, что продуктовые магазины по всей стране официально не продают обработанные продукты, такие как сахар и приправы. Однако некоторые магазины, по-видимому, временно продают эти продукты, чтобы выполнить свои планы продаж.
Daily NK пишет, что, вероятно, северокорейские власти надеются, что государство сможет легко регулировать поставки продуктов питания и цены через новые продовольственные магазины. Однако многие северокорейские фермеры недовольны условиями поставок в эти магазины, так как их вынуждают продавать свою продукцию по низким ценам.
Фермер из провинции Южный Пхёнан объяснил, что «фермеры используют деньги, которые они зарабатывают, выращивая (свою продукцию — ред.) в течение одного года, для покупки удобрений и других материалов для ведения сельского хозяйства в следующем году», и риторически спросил: «Если [фермеры] зарабатывают так мало денег, не повлияет ли это урожай следующего года?».
Издание также отмечает, что продовольственные магазины не оказывают заметного влияния на обычных людей, поскольку на самом деле в них ходит очень мало потребителей.
Его источник из провинции Янган рассказал: «В продовольственных магазинах очень мало риса или кукурузы на продажу. И еды, которую они действительно приобрели, хватило как раз на то, чтобы продать зерно подешевле солдатам, [уволенным с] почестями, бывшим офицерам и семьям военных. [Появление] продуктовых магазинов совершенно не повлияло на обычных людей».
«Зерновой отпуск» для солдат
Ситуация с продовольствием в Северной Корее настолько плачевна, что еды не хватает даже для армии.
Издание Daily NK сообщило, что многих северокорейских солдат из Девятого корпуса отправили в так называемый «зерновой отпуск».
По словам источника в провинции Северный Хамгён, солдаты «с финансовыми средствами» отправлены в отпуск «при условии, что они привезут зерно, необходимое подразделению».
Северная Корея уже давно разрешает офицерам и рядовому персоналу уезжать на 10−20 дней, чтобы получить припасы для своих подразделений.
Отмечается, что в мае Ким Чен Ын издал приказ, в котором говорилось, что питание солдат находится на опасном уровне и воинским частям было предписано обеспечить, чтобы «солдатам давали по крайней мере одну порцию бобовых в день [например, в виде пюре из соевых бобов или соевого молока]».
В мае издание писало, что во внутреннем военном отчете указывалось, что многие солдаты не смогли принять участие в недавних зимних учениях из-за плохого питания. Из-за этого Ким Чен Ын приказал создать специальные госпитали для солдат, пострадавших от недоедания. Тогда сообщалось, что уже есть воинские части, которые понесли наказание за неспособность снизить уровень недоедания. Командиры подразделений тылового обеспечения Первого, Второго и Пятого корпусов, а также другие офицеры тылового обеспечения на военных полигонах были сняты из-за этого с занимаемых должностей.
Daily NK объясняет, что приказ Ким Чен Ына об обеспечении минимум одной порции бобовых в день для солдат по сути был предупреждением о том, что «командиры, которые не кормят [солдат] бобовыми, будут безжалостно наказаны». Это сильно обеспокоило командование воинских частей с недостаточными запасами бобовых.
Отдел материально-технического обеспечения Девятого корпуса начал отбор «относительно обеспеченных» солдат и генеральный штаб подразделения немедленно отдал приказ о поездке отобранному персоналу.
«Раньше это обычно называли „бобовым отпуском“, но на этот раз они назвали его „зерновым“. Солдатам было поручено привезти бобы, если они смогут. Если они не смогут, им приказано принести приемлемое количество риса или кукурузы», — сказал источник.
Каждому солдату приказали вернуться с 300 кг бобовых. Военные власти также подчеркнули, что солдаты должны вернуться в свои части за 10−14 дней до начала летних военных учений, которые должны начаться 1 июля.
Издание предполагает, что большая часть бремени по доставке еды ляжет на жителей мест, откуда родом отправленные за продовольствием солдаты. Также существует вероятность того, что многие солдаты будут воровать, когда поймут, что по-другому их задание выполнить невозможно.