Почему криминализация недостоверного декларирования — это плохо?
Скоро ВР рассмотрит законопроект 5420 о криминализации контрабанды, а также недостоверном декларировании товаров. На первый взгляд законопроект не касается белого бизнеса, который к контрабанде не имеет никакого отношения. Но это не так.
Соавтор: адвокат First Chair Legal Мария Хома.
Принятие нормы «недостоверное декларирование товаров» может коснуться большинства импортеров и вот почему.
1. За что наказывать?
Согласно законопроекту, уголовная ответственность будет наступать за:
- внесение в таможенную декларацию недостоверных сведений или
- непредоставление при таможенном оформлении точных и достоверных сведений.
У декларантов часто возникают противоречия с таможней по таможенной стоимости, определения кода УКТ ВЭД и других сведений, указываемых в декларации.
При такой формулировке нормы, любая таможенная декларация может нести риск уголовного преследования. Непонятно, что будет означать на практике «внесение недостоверных сведений» и «непредоставление точных и достоверных сведений»?
Также возникают вопросы до того как «внесение недостоверных сведений» будет соотноситься с правом на исправление ошибки в таможенной декларации.
Важно, что в статье не упоминается, что такие действия должны быть умышленными. По такой логике, ошибка по коду УКТВЭД может трактоваться как преступление (в лучшем случае, совершенное по неосторожности).
2. Кто отвечает?
На практике обострится вопрос, кто же будет нести ответственность: таможенный брокер или должностное лицо предприятия, в обязанностях которого есть нечто вроде «контроль внешнеэкономической деятельности». Аналогичная неопределенность существует и сегодня, когда речь идет об административной ответственности.
В проекте закона указано, что ответственность будет наступать при неуплате таможенных платежей на сумму от 147 тыс. грн. За немногим более 1,5 млн грн — санкция предусматривает до 8 лет лишения свободы.
Во-вторых, порог ответственности — 147 тыс. неуплаченных платежей — необоснованно низкий. Для сравнения, ответственность за уклонение от уплаты налогов наступает при условии неуплаты около 3 млн грн (в 2021 г.). при этом, неуплата налогов в размере почти 8 млн не тянет лишения свободы.
3. Какова ответственность?
Санкции — от незначительного штрафа (от 17 тыс. грн) до лишения свободы до 8 лет. В случае сговора с должностным лицом таможенного органа — возможно лишение свободы до 11 лет с конфискацией имущества.
По нашему мнению, санкция статьи предусматривает слишком широкий диапазон в выборе наказания (относительно небольшой штраф или лишение свободы на длительный срок). Это влечет за собой возможные коррупционные риски.
Кроме того, такая санкция означает, что преступление является тяжким. Соответственно, следователи имеют право проводить негласные следственные (розыскные) действия (к примеру, т.н. «прослушивание» человека).
4. Таможня больше не trade facilitator
Особенно интересно звучит норма о содействии должностного лица таможенного органа и ответственность за это в виде лишения свободы до 11 лет с конфискацией имущества.
Строго, правда? Прогнозируем, что эта норма приведет к чрезмерному формализму при таможенном оформлении (хотя, куда уж больше?). Ведь каждый таможенник будет «выискивать» любое несоответствие. Очевидно, что из-за дополнительного истребования документов увеличится время таможенного оформления и точно стоит ждать волны решений о корректировке таможенной стоимости, классификационных решений и тому подобное.
И это все, чтобы никто, не дай Бог, не мог заподозрить должностное лицо таможни в «содействии».
5. Кто следователи?
Казалось бы, что расследованием должно заниматься Бюро экономической безопасности. Но согласно законопроекту, налоговая милиция будет расследовать дела до начала функционирования БЭБ. И хотя Кабмин уже принял формальное решение о создании БЭБ, однако начало его функционирования вполне может затянуться на месяцы, а то и годы (в зависимости от продолжительности конкурсного отбора работников).
Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное решение.
6. Возможно ли освобождение от уголовной ответственности?
Лицо может освобождаться от уголовной ответственности, если заплатит двойной размер таможенных платежей. И, похоже, что цель статьи раскрыта в пояснительной записке к законопроекту: «в 2020 году поступления от таможенных платежей значительно ниже планируемых».
7. Риски
Очевидно, что большинство компаний пугает перспектива обысков, допросов, истребования документов от контрагентов. Это несет репутационные риски и просто препятствует нормальному ведению дел.
Можно надеяться на восстановление справедливости в суде. Но до суда нужно «дожить», ведь уголовное расследование не самый приятный и небыстрый процесс.
Сколько компаний выберут сложное доказывание вместо того, чтобы просто оплатить двойной размер таможенных платежей? Часто, юридическое сопровождение процесса и годы судебной волокиты будут стоить дороже.
Поэтому предложенная норма о «недостоверном декларировании товаров» является не очень оптимистичной для бизнеса. Комитет ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал принять законопроект за основу (несмотря на предостережения Главного научно-экспертного управления ВРУ).
На сегодня, законопроект включен в повестку дня Верховной Рады и может быть принят в первом чтении со дня на день. Поэтому бизнесу стоит мониторить ситуацию и «включаться» в обсуждение законопроекта.