Кабмин предлагает заменить льготы на проезд денежными выплатами: как это будет работать и что может измениться
Правительство предлагает монетизировать льготы на проезд для большинства категорий льготников. Речь идет об идее адресно выплачивать им определенную сумму средств вместо возможности пользоваться «льготными» пропусками и удостоверениями в транспорте.
Соответствующий законопроект Кабмин Дениса Шмыгаля уже подал в Верховную Раду.
НВ рассказывает, что следует знать об этом законопроекте, а также что известно о возможном подорожании проезда в крупных украинских городах.
Откуда идея и что предусматривает законопроект?
На своем заседании 9 июня Кабмин утвердил для дальнейшего рассмотрения в парламенте законопроект под названием О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно льгот по оплате проезда и других льгот. 11 июня он был зарегистрирован в Верховной Раде (№ 5651), а 14 июня законопроект направили на рассмотрение профильного комитета.
Согласно тексту документа, в случае его принятия Верховной Радой закон должен вступить в силу с 1 января 2023 года.
Этим законопроектом правительство предлагает заменить льготы по оплате проезда (а также некоторые другие льготы, например на оплату за пользование телефоном, на оплату коммунальных услуг для военнослужащих) выплатами в денежной форме. При этом полномочия в этой сфере предлагается «делегировать органам местного самоуправления».
«В Кабмине уверены, что монетизация льгот на проезд должна помочь всем участникам общественных перевозок. В частности, ожидается, что автоперевозчики больше не будут возмущаться по поводу отсутствия возмещения денег за перевозку льготных категорий граждан», — объясняет один из мотивов правительственных чиновников парламентская газета Голос Украины.
Проект монетизации льгот на проезд правительство анонсировало еще в феврале 2021 года — тогда для публичного обсуждения был размещен проект соответствующего постановления Кабмина. А в марте министр соцполитики Марина Лазебная заявила, что правительство готовит и законопроект по этому вопросу. «Необходимо стимулировать местные власти внедрять средства учета фактически предоставленных льгот», — пояснила Лазебная необходимость такого законопроекта в интервью РБК-Украина.
Весной 2018 года Кабмин уже устанавливал порядок замены льгот по оплате наличной формой. Однако в декабре 2018 года Окружной административный суд Киева признал эти постановления правительства противоправными и недействительными. В частности, суд отметил, что при их принятии не было доказана целесообразность установления нормы в количестве всего 30 поездок в месяц (которую должны были компенсировать деньгами), а также соответствующего распределения по видам транспорта и между областями.
Сколько предлагают выплачивать льготникам на поездки в транспорте?
Никаких конкретных цифр в законопроекте нет. Во всех пунктах, где речь идет о монетизации льгот на проезд и других скидках (оплата телефона, коммунальных услуг), говорится, что порядок выплат и размеры денежной компенсации будут зависеть от решений органов местного самоуправления или военно-гражданских администраций конкретного региона.
В тексте законопроекта нет и указаний на то, эквивалент какого количества поездок в транспорте предлагается выплачивать вместо льгот.
Каких категорий льготников будут касаться изменения?
Проект предусматривает внесение изменений в ряд законов Украины, регулирующих предоставление льгот различным категориям граждан, а также в законы О транспорте и Об автомобильном транспорте.
В частности, в случае его утверждения монетизация таких льгот (оплата проезда — лишь часть из них) будет касаться:
- лиц с инвалидностью I и II группы, детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих;
- реабилитированных жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917−1991 годов;
- «чернобыльцев», в частности 1-й и 2-й категорий;
- военнослужащих, ветеранов войны и военной службы;
- участников боевых действий и лиц, приравненных к ним;
- лиц с инвалидностью вследствие войны;
- лиц, имеющих особые заслуги перед Украиной;
- ветеранов труда и лиц, имеющих особые трудовые заслуги перед Украиной;
- многодетных семей и детей из таких семей;
- родителей военнослужащих, погибших или пропавших без вести во время прохождения военной службы.
Как комментируют правительственный законопроект в Раде
Михаил Цимбалюк (ВО Батькивщина), первый заместитель парламентского комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, заявил, что будет настаивать на усовершенствовании законопроекта.
«Сейчас правительство, приняв этот законопроект [подав его в Раду — прим. ред.], предлагает местным советам самостоятельно устанавливать и компенсировать размер льгот. При этом местные советы не обеспечили ресурсами, — подчеркивает Цимбалюк. — Этим законопроектом они хотят сделать так, что местный совет при наличии денег компенсирует гражданам ту сумму льгот, которую установит, исходя из наличия денег. Это неправильный подход, потому что государство Конституцией гарантирует льготным категориям бесплатный проезд. Поэтому кроме полномочий оно должно давать местным советам еще и финансовый ресурс. Мы однозначно будем выступать за то, чтобы усовершенствовать законопроект. Монетизация льгот и субсидий хорошая вещь, но при наличии субвенций от государства. В противном случае все граждане будут в разных условиях в зависимости от возможностей [местной] громады».
Что известно о повышении стоимости проезда в Киеве и других городах
Между тем в ряде крупных городов Украины стоимость проезда недавно выросла или вскоре может быть повышена.
Городской совет Львова в конце мая согласовал повышение стоимости проезда в общественном транспорте с 7 до 10 грн (9 грн — при покупке билета в точках продаж и 8 грн 50 коп для тех, кто оплачивает проезд онлайн). Все льготы для льготников сохранены.
С 1 июня проезд в маршрутных такси подорожал в Виннице (до 10 гривен за поездку). Также утвердили тариф 12 гривен за одну поездку на перевозку пассажиров в близких к Виннице громадах (маршруты № 30А и № 30Б) и на ночном маршруте № 25н (перевозит пассажиров с 22:00 до 6:00).
В Киеве КП Киевский метрополитен и КП Киевпастранс просили столичную власть поддержать предприятия во время пандемии — выделить средства из бюджета или поднять тарифы на перевозки в транспорте до 21−25 грн за поездку. Мэр Киева Виталий Кличко позже подтвердил, что «тема поднятия тарифов назрела», но заверил, что стоимость проезда вырастет меньше, чем до 20−25 гривен.
В Николаеве стоимость проезда повысилась не только в маршрутных такси, но и в электротранспорте (зависит от расстояния, которое проезжает пассажир). Минимальный тариф на расстояние менее 10 км составляет 6 грн, максимальный — 10 грн.
В Полтаве стоимость одноразовой поездки в электротранспорте подняли до 6 грн, в маршрутках — до 8 грн.
В Запорожье стоимость проезда выросла с 1 мая. Поездка в маршрутных такси подорожала с 6 до 8 грн (в в отдаленные районы Правого берега — до 10 грн), автобусы с 5 грн до 7 грн, трамваи и троллейбусы — с 4 грн до 6 грн.