Вещь в себе. Что показала новая бюджетная декларация на 2022−2024 годы
В последний день весны произошло событие, которое можно назвать эпохальным. Правительство одобрило бюджетную декларацию 2022−2024. Одна из ключевых реформ стала реальностью, с чем я поздравляю тех, кто над ней работал не один год.
Что же такое Бюджетная декларация (БД) и в чем заключается ее ценность?
Это — документ, определяющий основы бюджетной политики, а также отражающий показатели государственного бюджета на среднесрочный период. На его основе, в том числе, и разрабатываться проект госбюджета на следующий год.
Будучи детальной интерпретацией со стороны Минфина имеющихся макропрогнозов (Министерства экономики, НБУ и т. д.), он позволит гораздо глубже понять процессы государственных финансов, их перспективу, а следовательно — сделать бюджетный процесс более предсказуемым, взвешенным, плавным.
А теперь — по сути.
Хочу обратить ваше внимание на основные положения Бюджетной декларации (2022−2024) в отношении доходов и расходов госбюджета, а также планируемых налоговой и таможенной политики, вытекающие из этих показателей.

Согласно документу, в 2022 прогнозируется увеличение доходов примерно на 11%, в 2023 — на 9% и в 2024 — также на 9%. В то же время, в 2021 году предполагается инфляция на уровне 8,9%, в 2022 — 6,2%, в 2023 — 5,3%, в 2024 — 5%. Зато ожидаемый рост ВВП составит: в 2021 — 4,1%, 2022 — 3,8%, 2023 — 4,7%, 2024 — 5%.
Простыми словами, предполагается, что доходы государственного бюджета в предстоящие три года будут немного опережать показатели роста потребительских цен. Учитывая уровень ожидаемого роста ВВП, это означает, что Минфин в своих расчетах исходит лишь из простого органического роста доходов.
В свою очередь, это указывает на отсутствие у правительственной команды реальных надежд на улучшение администрирования или на детенизацию экономики и т. д., а также опосредованно говорит, что ожидается нулевой эффект от налоговых реформ, инициированных нынешним правительством.
Бюджетная декларация также определяет приоритетные задачи налоговой и таможенной политики на среднесрочную перспективу. Есть две новости, хорошая и плохая. Начнем с хорошей.
Хорошая новость заключается в том, что не планируется повышение ставок основных налогов, например, налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц (+ военный сбор). Зато плохая в том, что Минфин также и не планирует их уменьшения. То есть 18% и 19,5% так и останутся.
Учитывая общемировой тренд по уменьшению налогового давления на физических лиц и увеличению на корпоративный сектор, похоже на то, что Минфин не настроен делать резких движений в этом направлении. Поэтому долгожданной реформы налогообложения физических лиц, неоднократно анонсировавшейся представителями различных ветвей власти, до сих пор не существует даже на бумаге.
Читайте также:

Сергей Трахачев Платят ли рестораны налоги?
В документе учтены только плановые, уже проголосованные Верховной Радой изменения. Никаких других изменений, например анонсированного повышения рент на руду, ставок экологических налогов, — в БД не предвидится, несмотря на представленные законопроекты, несмотря на мировую конъюнктуру цен и тому подобное. Также подчеркивается, что ставки акцизного налога не будут индексироваться.
Это говорит о том, что на сегодняшний день у руководства Министерства финансов отсутствует видение, за счет чего можно увеличить поступления в госбюджет. Поэтому расчеты, заложенные в бюджетную декларацию, фактически основываются на сегодняшней базе налогообложения, словно дальше она не будет меняться.
И наоборот — определены приоритетные задачи как налоговой, так и таможенной политики, какими бы малоамбициозными они ни были, не учитываются в расчетной части.
Извините, но читать о введении Е-акциза и Е-аудита — просто смешно. Это реформы, которые начинались множество раз, но так и не были доведены до конца по тем или иным причинам. Похоже, что из-за отсутствия свежих идей, они мигрировали уже в этот стратегический документ. Из неочевидных задач, которые появились в документе, очевидно, под давлением всем известного аграрного лобби, можно выделить пункт о «введении минимального налогового обязательства с 1 гектара земель сельскохозяйственного назначения».
Напоследок еще раз хотел бы поздравить всех причастных с принятием Бюджетной декларации. Это, безусловно, важный шаг, на осуществление которого так и не сподвиглось ни одно из предыдущих правительств. Вместе с тем, хотел бы отметить, что сейчас этот документ больше напоминает «вещь в себе» — без цели и целей, ценный сам по себе. Исходя из содержания БД, похоже на то, что Правительство намерено продолжить играть в ту же игру, что и прежде, и с тем же результатом, что и до этого.
Что можно было сделать по-другому?
Конечно, Минфин должен планировать реформы доходов уже на уровне Бюджетной декларации. Это будет говорить, как минимум, о серьезности намерений. Потому что когда мы не планируем изменения, тогда нам не остается ничего другого, как под них подстраиваться. Зато сегодня мы можем говорить лишь о перераспределении приоритетов, а не о качественном улучшении жизни в Украине.
Поэтому, по моему мнению, Декларация должна была содержать несколько сценариев. Минфин должен показать свое видение относительно налога с доходов физических лиц, корпоративного налога, акцизной и рентной политик, улучшение администрирования, детенизации и тому подобное. К сожалению, имеем то, что имеем. Поэтому можем только надеяться, что после отзывов экспертов и анализа документа, мы увидим его дополненную, доработанную версию. Говоря футбольной терминологией, теперь мяч на стороне Верховной Рады.