Путь крови обрастает легендами. Основательница Агентов крови Лена Балбек — о донорстве в Украине, мифах и волонтерстве
14 июня во всем мире отмечают Международный день донора крови. НВ поговорил с основательницей организации Агенты крови Леной Балбек о развитии регулярного донорства в Украине и том, как выглядит эта процедура.
Организация Агенты крови появилась в 2015 году. Ее основная цель — пропаганда регулярного, бесплатного и добровольного донорства крови и ее компонентов. 50 волонтеров Агентов крови дежурят в пяти Центрах крови в трех городах Украины: Одессе, Львове и Киеве.
Лена Балбек
Основательница организации Агенты крови
В тему донорства я попала случайно. Мне кажется, что катализатором подобных решений является наличие свободного времени, амбиций, эмпатии и некой отваги. У меня все шло достаточно медленно, я потеряла время из-за недостаточно прокачанных скилов. Когда-то мне пришлось искать доноров тромбоцитов дочке родственницы. Это происходило в декабре 2013 — январе 2014 года, как раз во время Революции Достоинства. Тогда было очень сложно найти доноров и удержать их. Отзывались преимущественно мужчины, которые не могли беречь себя и готовиться к донации, и шли спасать Украину на Майдан.

Никто не мог прочитать правила и понять, что именно нужно делать при донорстве: куда прийти, какой ответ ждать, как получить обратную связь. Тогда я поняла, что для этого нужны специально обученные люди. Спустя год я откликнулась на пост Оли Кудиненко, основательницы фонда Таблеточки, и предложила организовать и сопроводить донора в Центр крови, объяснить ему все, что происходит и чего ждать дальше. После первого такого дежурства стала повторять еженедельно, в среду, позже ко мне присоединились люди — так появились Агенты крови (тогда мы еще назывались Среды в Охматдете).
Агенты крови — волонтерская организация, сейчас с нами более 50 людей, которые сами выбирают себе задачи и тянут их определенный промежуток времени. Мы разработали свою систему передачи дел, эстафет, дежурств и составления графиков. У нас нет офиса, и мы практически не встречаемся оффлайн. Зарплата в Агентах крови есть только у одного человека, я и остальные члены команды работают на волонтерских началах.
«Я стараюсь превратить хрупкость в гибкость»
Самое сложное то, что мы, в первую очередь, просим от людей не деньги, а что-то более сложное — время и кровь. Мы просим делится чем-то очень важным, а взамен ничего не даем, кроме возможности совершить добро. Вторая проблема — мы не работаем на своих площадках, у нас их просто нет. Поэтому мы не можем на сто процентов гарантировать качество услуг государственных Центров крови, с которыми работаем. Мы приглашаем доноров в место, где мы сами ничего поменять не можем.
Еще одна сложность — структура организации: у всех волонтеров есть основная работа. С одной стороны, у нас крутая команда волонтеров, которая сформировалась на года и работает с постоянным запалом. Но с другой стороны такая структура очень хрупкая в контексте организации процессов. Человек может просто устать или не иметь времени на работу над проектом. Приходится оперативно искать замену. У людей нет каких-то прописанных обязательств бесконечно нам помогать, они всегда могут уйти, но вот проекты должны продолжаться. Эту хрупкость я стараюсь перевести в гибкость. Сейчас Агенты крови очень напоминают игру в Дженгу — каждый брусок можно достать только так, чтобы башня выстояла.
С марта 2020 года мы помогли Центрам получить кровь от 1270 доноров — за год пандемии Центры получили 571,5 литров крови.
Когда долгое время работаешь с донорством, начинаешь видеть схожести у людей, которые приходят сдавать кровь. Всех доноров мы просим заполнить форму обратной связи, собрали уже более тысячи ответов. Мы развиваем регулярное донорство, поэтому нам важно донести до человека, что если он приходит сдавать кровь, то это не станет его последним опытом. В идеале, это привычка на всю жизнь. Половина всех доноров — люди от 25 до 34 лет, около 30% - люди в возрасте от 18 до 24 лет, остальные — люди старше 35.
«Не хотеть быть донором — нормально»
Самое главное ограничение — соотношение роста и веса. Чтобы стать донором у человека должна быть минимальная масса, обычно — минимум 50−55 килограммов (зависит от Центра, типа донации, соотношения роста и веса). Это ограничение первого порядка. Далее нужно исключить определенные заболевания: онкология, диабет, гепатит и т. д. Также существует понятие временных ограничений: перенесенная операция, свежая татуировка, «уколы красоты». Так что на самом деле очень многие люди могут спокойно стать донорами, не допускают лишь малый процент желающих.
Не хотеть быть донором абсолютно нормально! Более того, их не должно быть много. Согласно данным ВОЗ, для нормального обеспечения страны кровью и ее компонентами, достаточно, чтобы донорами стали от 10 до 20 человек на 1000. Если мы наберем такое число, недостатка крови в Украине не будет.
«Все равно, куда уйдет кровь»

В связи с недостатком информации о донорстве, путь крови обрастает различными легендами, отсюда походит история о том, как ее сливают, перепродают и остальные мифы.
Развенчиваю один из них — не все Центры делятся кровью. Центр крови при больнице — это отдельное «государство», которое работает исключительно на нее. Есть Центры, которые обеспечивают ряд больниц и работают в формате хабов: собирают, обрабатывают и распределяют кровь по больницам, которые в ней нуждаются.
За время акции Кровь — волшебная мы собрали 90 литров крови, обеспечив Национальному институту сердечно-сосудистой хирургии имени Н.М.Амосова проведения 70% ургентных операций в зимний период.
Забор цельной крови происходит в двух объемах: 350 и 450 миллилитров. В среднем внутри человека — шесть литров крови, так что доноры отдают лишь 1/12 объема. Цельную кровь разделяют на компоненты путем центрифугирования и получают эритоцитарную массу, которую сохраняют до 42 дней. В общем цельную кровь разделяют на эритроциты и плазму, а при необходимости делают тромбомассу.
Плазма на полгода отправляется в заморозку, так как в это время могут появиться болезни, о которых донор не знал. Потом из нее делают различные препараты. Эритроциты используют практически сразу. Можно, например, сдать не цельную кровь, а только тромбоциты — для этого аппарат для сбора крови присоединяют сразу к двум рукам, кровь прогоняют и забирают только нужные частицы. Это занимает больше времени, но после процедуры донор чувствует себя легче, ведь забирают не 450 миллилитров, а совсем небольшой объем. Тромбоциты — очень важный компонент крови, поэтому доноров, которые ими делятся, называют gold-blooded people.
Часто люди не понимают, куда идет кровь после сбора, им важно знать, кому и зачем ее отдадут. Мы пытаемся с этим бороться, ведь сообщать имя и фамилию человека, который нуждается в помощи — максимально неэтично. Донору должно быть все равно, куда уйдет его кровь, важно только то, что человек поможет человеку.

Некоторые думают, что сдать кровь один раз достаточно. Это неправда. Как я уже говорила, мы стараемся развивать регулярное донорство. Для этого важно, чтобы доноры оставляли свои контакты Центрам крови и приходили по запросу или хотя бы раз в полгода/год. Для этого нужно выстраивать определенные взаимоотношения человека и Центра, чтобы тот всегда готов был вернуться.
Частота сдачи крови регулируется законом, поэтому сдать больше, чем разрешено, попросту невозможно. Например, мужчины могут сдавать цельную кровь пять раз в год, а женщины — четыре. А вот тромбоциты и плазму, например, можно сдавать каждые две недели. Люди с вредными привычками также могут спокойно сдать кровь. Если человек употребляет алкоголь, легкие наркотики или курит, нужно просто подождать определенное время. Та же история — с жирной пищей.
«Чтобы стать донором, нужно готовиться»
Во-первых, нужно изучить теорию, чтобы сэкономить время самому себе. Так что спонтанно сделать это не получится. Мы отправляем всем желающим два длинных документа — это список абсолютных и временных противопоказаний, которые важно прочесть. Важно убедиться, что среди всех запретов, к вам не относится ни один, и быть уверенным в этом хотя бы на 80%.
После этого можно написать нам. Мы мониторим потребности в крови в разных Центрах и точно сможем сказать, куда и когда лучше приехать. Мы дежурим в Киеве по вторникам, средам и четвергам, во Львове — по вторникам, в Одессе — по средам в эти дни можем пойти вместе и все рассказать.
За шесть лет существования Агентов крови на наших дежурствах сдали кровь более 5000 людей.
За три-четыре дня до сдачи крови стоит начать готовиться: не есть жирное, ограничить алкоголь за 48 часов до процедуры. На самом деле, подготовка нужна для самих доноров, чтобы организм быстрее восстановился. Также нужно настроиться на то, что процедура займет полтора-два часа. И еще, важно быть готовым, что вы можете получить отвод. Вам могут отказать не потому, что доктора злые, а для вашей же безопасности.
Если честно, никто четко не знает, почему люди становятся донорами. Когда мы спрашиваем, кто и зачем сдает кровь, в анкете обычно выбирают ответ «осознание того, что донорство является гражданским долгом каждого», но я сомневаюсь, что это настоящая мотивация. Кровь — это то, что у вас есть, даже если вы думаете, что лишились всего и ничего не можете дать другим. И в то же время — кровь — это то, чего недостает тому, у которого все есть. Иногда кровь действительно невозможно купить и найти регулярного донора — это чудо. Мы стремимся превратить чудо в реальность.