Миллионы на фронт. Как работают благотворительные аукционы во время войны
За четыре месяца войны я видел сотни благотворительных аукционов. То, что до 23 февраля было знакомо узкому кругу людей, сейчас стало безумно популярным.
Теперь благотворительные аукционы повсюду. Их проводят в комментариях в Instagram и Facebook, как лотереи на элитных бизнес-ужинах или фандрейзинговых ивентах, на онлайн-платформах типа eBay. Люди покупают и продают встречи или консультации, элитные автомобили, награду победителя Евровидения, картины Бенкси, эксклюзивные марки Укрпочты. И как результат перечисляют миллионы гривен в поддержку армии и на гуманитарные нужды.
Что делает аукционы столь эффективным инструментом благотворительности? Зачем благотворительности нужны прозрачность и системность? И чему нас в Прозорро. Продажи научили благотворительные аукционы?
Аукционы повсюду
Начнём с того, что объединяет и отличает эти аукционы. Все они проходят разными способами, по разной механике и на разных платформах. На результат аукциона всегда влияют три фактора: правила аукциона (порядок, время и условия, при которых делаются ставки), лот и количество участников
К примеру, благотворительные торги в комментариях Facebook продолжаются от нескольких дней до недели, и больше напоминают классический английский аукцион, когда цена растет, пока кто-то ее повышает. При этом сумма увеличивается без резких повышений постепенно. Это все потому, что каждый видит с кем соревнуется и какую цену предлагают конкуренты, так что можно легко прогнозировать, на какую сумму увеличивать свою ставку.
Еще один распространенный тип аукциона — лотерея. В таком случае все участники донатят определенную сумму средств, не зная, сколько еще людей и какие суммы перевели на благотворительность. В итоге из всех донатов победителем становится благотворитель, который перечислил больше всего. Он и получает лот.
С первых недель войны в государственной электронной торговой системе мы запустили благотворительные аукционы. В хаосе войны чувствовали необходимость продолжать делать то, что умеем лучше и помогать. Всего с марта по июль в системе состоялось 25 благотворительных аукционов, которые в итоге позволили направить на благотворительность 6,5 млн гривен. В среднем на этих аукционах мы собрали на помощь в десять раз больше стартовых цен.
Чему нас научили благотворительные аукционы
Во-первых, хороший лот продает себя сам. Когда мы объявили аукцион по продаже марок «Укрпочты», мы получили очень много заявок на участие в аукционе. Результат вы знаете — несколько десятков участников и рост цены до 4 миллионов гривен. Это сейчас наш популярнейший аукцион в системе.
Такой же ажиотаж наблюдался, когда в системе Укроборонпром и его руководителя Юрий Гусев выставили ручку Байдена, а Укравтодор — легендарный дорожный знак «Нах*й». Ручку на благотворительном аукционе продали за 600 тыс. грн, а знак помог направить на помощь еще 631 тыс. грн. Поэтому мы всем советуем больше времени уделять именно поиску и описанию интересного лота. На что обращать внимание? Уникальность лота и способность привлечь общественное внимание. К сожалению, по нашему опыту картин на благотворительном аукционе достаточно много. Если это не топовый украинский художник, попасть с этим в новости и привлечь много людей будет очень сложно.
Во-вторых, иностранцы имеют более высокую мотивацию участвовать именно в благотворительных аукционах. Украинцев можно быстро мобилизовать и сплотить вокруг большого сбора, как, например, все вместе собирали на Народный Байрактар. В то же время, иностранцы больше хотят участвовать в благотворительных аукционах. Они мотивированы соревноваться за знаковый лот и задонатить Украине. Кроме того, ценность лота для украинцев и участников из-за границы была совершенно разной. Это мы видели по тем успешным аукционам, когда иностранцы выходили в топ-3 участников по самым высоким ставкам. Поэтому при выборе и описании лота советуем думать о зарубежных покупателях, будет ли им интересно. Также обязательно добавлять описание на английском и подружитесь с нашими блоггерами, популярными в англоязычном твиттере.
Третье — нужно быть гибким. Самые популярные благотворительные аукционы в системе проходили в три раунда на повышение цены и ни один из участников не знал, с кем соревнуется и какие суммы будут предлагать конкуренты. Так работает трехраундовый аукцион, который применялся в системе тысячи раз и доказал свою эффективность. В то же время, мы поняли, что ограничивать себя только им не стоит. Благотворительные аукционы научили нас думать шире и теперь под каждый отдельный лот и под разные цели сбора можем предложить разные типы аукционов. Например, закрытые пруды или популярную ныне лотерею, главное — помощь должна идти на нужды армии или восстановление Украины. Под разные лоты, с разной целевой аудиторией подходят разные типы аукционов.
Благотворительность должна быть прозрачной. Наше правило уже много лет неизменно — вся информация о ходе аукционов и результатах должна быть публичной. И это позволяет привлекать больше участников, потому что они нам доверяют. Будьте уверены, люди хотят знать, чем закончился сбор, на что собирали средства, заплатил ли победитель и получил ли он лот.
И еще одно — не все аукционы успешны. Может быть крутой шумный лот, классная механика его проведения, публичная поддержка, но заявок нет и сбор не идет. Причин может быть множество — лот не соответствует цели сбора или сумма, которую нужно собрать, больше ценности выставляемого или стоило выбрать другой тип аукциона. Мы тоже через это проходили. Так бывает, и это нужно принять, двигаться дальше и проводить новые и новые благотворительные торги. Поскольку чем больше таких благотворительных аукционов, тем больше закрытых потребностей конкретной бригады, куплен дрон, отстроена школа или помощь семье переселенцев, а следовательно, и приближение победы.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.