
Внезапный поворот. Из диджея — в почтальоны, из шоумена — в таксисты, — истории украинцев, которые из-за войны кардинально сменили работу
После 24 февраля миллионы украинцев потеряли работу, половина отраслей оказалась на паузе и для возобновления рынка понадобится с десяток лет. Поэтому многие соотечественники овладевают неожиданными для себя профессиями.
Война меняет Украину коренным образом. И речь не только о различных последствиях боевых действий, но и о том, что происходит в тылу, что рано или поздно коснется каждого.
В Международной организации труда при ООН посчитали, что из-за полномасштабного российского вторжения по меньшей мере 5 млн. украинцев потеряли работу, причем 3,6 млн из них остаются жить в пределах страны. Больше всего пострадали сферы развлечений, рекламы, недвижимости и страхования — то есть не насущные в военное время и те, на которые бизнес сокращает расходы в первую очередь.
По данным исследования сервиса бесплатных объявлений OLX, среди оставшихся дома постоянную работу имеет лишь каждый третий. При этом пока 57% безработных не теряют надежды найти заработок по специальности, остальные готовы переквалифицироваться и учиться любым востребованным навыкам ради выживания. «Кроме ИТ-сферы, активный найм сотрудников происходит в ретейле, строительной отрасли, медицине и фармацевтике», — объясняет новые тренды рынка труда Руслана Березовская, руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.ua.
О возвращении к довоенным кадровым реалиям в ближайшее время не приходится и мечтать, признается эксперт. И приводит пример: после кризиса 2014 года на украинском рынке труда положительные тенденции кадровики зафиксировали только в 2016-м, а приближение зарплат к уровню 2013-го в долларовом эквиваленте произошло лишь в 2019—2020 годах.
Поэтому, по самым оптимистичным прогнозам, восстановление рынка труда после окончания войны будет длиться не менее пяти лет. «Возврат зарплат к довоенному уровню в гривне может занять 1,5−3 года, а в валюте на это может понадобиться до 10 лет», — считает Березовская.
Уже сейчас самые ловкие новоиспеченные безработные снимают белые воротнички и делают карьеру в рабочих профессиях.
НВ собрал и записал монологи о себе и своей новой работе трех таких украинцев.
DJ ПОЧТАЛЬОН
Александр Дымов, 35 лет, диджей, который теперь работает на почте

За моими плечами 20-летний опыт работы на радио — ведущий, программный директор, музыкальный редактор и бренд-менеджер. Впоследствии, правда, на первый план вышла музыка: я стал официальным диджеем последнего Евровидения в Киеве и работал на главной сцене перед концертами, играл перед выступлением Энрике Иглесиаса в столице, несколько раз в год ездил на гастроли за границу. Ночные клубы, вечеринки и частные мероприятия — то, что меня кормило. Поэтому на этот год были наполеоновские планы, как, например, научиться писать музыку собственноручно и возможно даже снять клип.
Войну встретил совсем без накоплений, поскольку за месяц до ее начала выплатил последний взнос за собственную квартиру. Конечно, после 24 февраля я остался без возможности работать, ведь о каких танцах может идти речь во время войны. Впоследствии те небольшие деньги, которые у меня все еще оставались тоже начали заканчиваться. Даже если максимально экономил, ничего не покупал и просто платил коммуналку. Тогда срочно начал мониторить группы по поиску работы в надежде взять какой-нибудь фриланс хотя бы отдаленно по специальности. Но тщетно.
Решение поступило просто и неожиданно: я как-то больше шести часов провел в очереди на Новую почту за кормом для кошек и подумал «Вот оно!». Это тот бизнес, который должен работать при любых обстоятельствах. В начале здесь была частично волонтерская работа для оставшихся в городах — за минимальную оплату, но с возможностью работать рядом с домом. Диалог с собой произошел очень быстро, потому что я никогда не брезговал работой: в юношестве мог и на секонд-хенде постоять, и окна или пол покрасить.
Но почта — это совсем другой мир. Сейчас я специалист-оператор, а по факту делаю все: оформляю, упаковываю, разгружаю и загружаю посылки, убираю. График плавающий и смена может длиться до 12 часов. Главное — выполнять норму в месяц.
До сих пор трудно приспособиться к физической работе, потому что я давно не занимался спортом. Да и жизнь моя до войны была довольно богемной: просыпаешься в полдень, завариваешь чашечку кофе, проверяешь соцсети, переслушиваешь музыку и начинаешь готовиться к очередной вечеринке. А теперь надо проснуться в шесть утра, чтобы в восемь уже открыть и убрать отделение. Плюс если работаешь с людьми — ты и психолог, и стилист. Так как распаковывая футболочку на почте, они хотят услышать твои советы или обсудить тревожные события в стране. Поэтому домой вечером приходишь вымотанным со всех сторон — и физически, и психологически. И хотя впоследствии меня оформили уже на половину ставку, заработанных денег едва хватает на все прихоти.
Но меня держит крепкий оптимизм, потому что эту работу воспринимаю как полезную и важную. В первые недели требовались просто рабочие руки — отправлять вещи вынужденным переселенцам и военную амуницию на передовую бойцам. Я до сих пор, когда упаковываю очередную партию бронежилетов, не перестаю благодарить отправителя.
А поскольку я никуда не могу девать артистическую натуру, то начал записывать короткие видео-ролики трудовых будней и выкладывать в соцсети, где есть несколько десятков тысяч подписчиков. Многие шутят на этот счет, мол, я амбассадор Новой почты. Некоторые даже подумали, что мне платят за рекламу. Впрочем, я и сам себя в шутку называю DJ Почтальон. Но все это делаю для того, чтобы вдохновить людей своим примером и показать, что это хорошая и необходимая сейчас работа. А не только хлебная.
Последние недели многие приходят на отделение или пишут мне в соцсетях с вопросами о работе на почте. И это люди интересные, адекватные и компетентные. То есть для работодателя сегодня есть прекрасная возможность нанять достаточно крутых специалистов за небольшие деньги. Многие представители творческих профессий оказались в затруднительном положении, но для восстановления экономики нужны все доступные люди. Поэтому нужно избавляться как от страха, так и от стыда, — просто вставать и делать.
АРТИСТИЧНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК
Денис Жупник, 34 года, ведущий, работающий в такси

Благодаря актерскому образованию последние 12 лет я отдал шоу-бизнесу: вел программы на радио и музыкальных телеканалах, работал на корпоративах и свадьбах. Мне эта работа не просто нравилась — в последнее время я прогрессировал, стал брендовым голосом нескольких медиа и занялся дублированием голливудских фильмов. Но все эти рынки остановились.
Семья у меня большая — жена, двое детей и собака. Два первых месяца войны мы жили в Ивано-Франковской области и проедали те финансовые запасы, которые у нас были. Когда вернулись в Киев, начали поступать первые звонки от коллег — и мне казалось, что сейчас и работа снова вернется. Но дальше все заглохло и через три недели никакого предложения не появилось. Вот тогда уже стало страшно за завтрашний день.
Я начал прикидывать: что я со своей актерской профессией умею делать руками, чтобы это приносило реальные деньги? Сначала думал пойти в барберы, но тут нужно минимум месяц-два потратить на обучение и наработку клиентской базы. Так у меня остался только вариант с такси, как единственный способ зарабатывать деньги быстро — в наличии имелось удостоверение, водительский опыт и собственное авто.
Решение далось непросто, на него нужно было отважиться. Во времена студенчества я работал и грузчиком, но тогда не было того бэкграунда и пресыщенности яркой жизнью. До войны я всегда крутился в кругах известных людей из шоу-бизнеса, привык зарабатывать хорошо и выбирать себе работу по вкусу. Поэтому переступить через это было сложно.
Поначалу новый опыт в такси казался прикольным. На первом заказе я больше переживал, чем на концерте из 100 тыс. человек. Все неизведанные дороги в первое время тоже были интересным квестом. Потом уже осознал, что это реально сложная работа. Прежде всего физически: после 10−12 часов за рулем в жарком городе к вечеру уже немного покачивает, спина болит, а ноги затекают.
Из плюсов могу назвать свободный график: хочешь работаешь, а хочешь — нет. До войны у меня был жесткий план, расписанный на несколько недель вперед: по будням съемки на телевидении и эфиры на радио, а по выходным — корпоративные мероприятия. Сейчас у меня выходной вырисовывается сам собой: не успел заправиться — завтра не работаешь. А такое бывает очень часто исходя из ситуации с бензином. Трудно, что ты не зарабатываешь столько, сколько хотел бы, потому что поездок гораздо меньше.
Друзья радуют меня мемами о шоферах, а каждый разговор начинается с фразы типа: «О, таксист, здорова!». Мы люди из шоу-бизнеса и ко всему привыкли относиться с юмором, потому что каждый понимает, что когда речь идет об обеспечении семьи, ситуация и без того невеселая. Конечно, я питаю надежды, что все вернется и начнется хотя бы движение в сторону восстановления моей профессиональной сферы. Возможно, после победы, а возможно и до.
ДИЗАЙНЕР СВОЕГО БУДУЩЕГО
Денис Жгарев, 37 лет, организатор праздников, работающий веб-дизайнером

Поменять профессию я задумывался еще до войны: имея в резюме более двенадцати лет в ивент-бизнесе и собственное агентство, помнил, что специальность дизайнера меня привлекала со студенческих лет. Дома я продолжал писать картины, а визуальный контент для мероприятий предпочитал всегда делать сам.
И вот 24 февраля я впал в ступор вместе со всей страной, но через неделю понял: нужно что-то делать. Прикинул, что профессия организатора праздников не вечна, а здесь появилось огромное окно времени, благодаря которому я могу максимально аккумулировать силы. Тогда с утра до вечера я начал заниматься изучением UI/UX дизайна, самостоятельно осваивать новые программы всеми возможными способами с помощью роликов на YouTube, бесплатных онлайн-уроков и мини-курсов. Пришлось даже инвестировать часть сбережений в новый компьютер.
Параллельно с этим начал заранее подыскивать клиентов — два первых сайта нарисовал другу-фотографу и жене-коучу. Дальше уже начались настоящие заказы. Сейчас я полностью разрабатываю концепцию сайта, но в перспективе собираюсь изучить еще и верстку, чтобы быть автономной боевой единицей. А дальше все будет зависеть от того, как ты умеешь продавать себя и насколько тебя знают. Если в ивентах сарафанное радио очень хорошо работало в мою пользу, то здесь я пока новичок. Но в будущем эта работа точно будет меня кормить, потому что клиенты есть всегда и работать можно удаленно из любой страны.
Поэтому я максимально доволен своим выбором. Во-первых, потому что в дизайне более гибкий график. Конечно, есть дедлайны, но нет привязки к тому, есть ли у меня настроение. Здесь я сажусь рисовать, когда хочу, а вот мероприятие нельзя было из-за этого отменить. И дизайн можно перерабатывать, а мероприятие — нет.
Однако свой сайт и рабочие странички с ивентами я не удалил. Если когда-нибудь рынок восстановится и я на него вернусь, то уж точно буду выбирать проекты по душе. То есть это будет не для заработка, а больше для настроения.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.