Не только музей Сковороды. Как россияне воюют с культурным наследием в Харьковской области
В ночь на 7 мая российские артиллеристы нанесли прицельный удар по музею Григория Сковороды в селе Сковородиновка Харьковской области. Именно здесь прожил последние годы своей жизни великий украинский философ. Здесь же он похоронен.
Война России против Украины — главные события 8 мая
Огонь практически полностью уничтожил дом Андрея Коваливского, где гостил Григорий Сковорода. Само здание является не только музеем, но и памяткой архитектуры 18 века. Министр культуры Александр Ткаченко заверил, что самые ценные экспонаты коллекции не пострадали: их заблаговременно эвакуировали в безопасное место.
Видео дня https://www.youtube.com/embed/bcFQqnitZ4c
На обстрел музея отреагировал президент Украины Владимир Зеленский.
«Российская армия израсходовала ракету, чтобы уничтожить музей Григория Сковороды в Харьковской области. Ракету… Чтобы уничтожить музей. Каждый день этой войны российская армия делает такое, что слов нет. Но каждый следующий день она делает что-то такое, что чувствуешь это по-новому… Им бы только убивать и разрушать… Только Вооруженные силы Украины и сопротивление нашего народа могут остановить это бесчеловечное нашествие. Это варварство, у которого есть ракеты, но нет ничего из того, что делает людей людьми», — заявил глава государства.
https://www.youtube.com/embed/MV-_yHb5_MY
Обстрел Национального музей Григория Сковороды — это уже далеко не первая атака войск РФ на объекты украинского культурного наследия. И Харьковская область является одним из наиболее пострадавших регионов.

По данным Министерства культуры и информационной политики, с 24 февраля по 5 мая в Украине было зафиксировано 300 эпизодов преступлений россиян против культурного наследия. 88 из них, почти каждая третья, приходится на Харьковщину.
«Элемент геноцида»
Информацию о разрушениях памяток архитектуры, скульптуры и других объектов культурного наследия собирают сотрудники Украинского института национальной памяти (УИНП). В ведомстве констатировали, что за первые два с половиной месяца войны в Харькове и области уже пострадали десятки памяток. Некоторые из них россияне атаковали неоднократно.

«Масштабы повреждений разные. От побитых осколками фасадов зданий и выбитых окон — до полного уничтожения. К примеру, 14 марта ракетным ударом на улице Свободы в центре Харькова был до основания разрушен четырехэтажный жилой дом — бывший дом купца Масловского, построенный в 1911 году архитектором Моисеем Мелетинским. Мелетинский, кстати, уехав из Харькова, строил московское метро в 1930-х», — рассказала НВ Харьков начальница Северо-восточного отдела УИНП Мария Тахтаулова.

Среди пострадавших памяток Тахтаулова называет Харьковскую филармонию, Художественный музей, Дом литераторов «Слово», в котором жили и творили представители Расстрелянного Возрождения, Дом Советов, в котором располагаются областная администрация и областной совет, здание Харьковского апелляционного суда, Библиотеку Короленко, Дом Профсоюзов (он же Дворец Труда и бывшее здание страхового общества «Россия»), корпуса Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Также пострадали Успенский собор 17 века, Харьковская хоральная синагога начала 20 века, Свято-Антониевский храм, храм Благоверной царицы Тамары.

«14 апреля Верховная Рада приняла постановление, которым признала геноцидом деяния РФ в Украине. Геноцид — это не только физические уничтожение людей. Выжигание культурного поля, чтобы затем заменить его своим, также является элементом геноцидной практики», — пояснила Мария Тахтаулова.
«Показательный акт мести»
Общественная организация «Информационный центр Майдан Мониторинг» документирует разрушения объектов инфраструктуры в Харькове. Ее аналитики пришли к выводу, что кроме хаотичных обстрелов жилых кварталов, россияне системно и целенаправленно уничтожают городские коммуникации, АЗС, нефтехранилища, складские помещения, транспортные депо, подстанции ГСЧС и скорой помощи, супермаркеты и рынки, учебные заведения всех типов, больницы, учреждения здравоохранения, а также памятки истории, культуры и мемориалы.

«Это называется урбицид — разрушение городской инфраструктуры, уничтожение того, что делает Харьков городом, уничтожение городского уклада жизни», — поясняет документатор и аналитик организации Сергей Петров.
Удар по музею Сковороды он считает показательным актом мести за анонсированную мэром Харькова Игорем Тереховым деколонизацию топонимики города.
«Это акт мести. Такой же, как и удар по центру Харькова 17 апреля после демонтажа памятника маршалу Жукову. Как только Терехов 6 марта объявил о голосовании за новые названия улиц, в полночь и „прилетело“. „Защищая“ Пушкина, они ударили по Сковороде. Они бьют по символическим местам», — выразил уверенность Сергей Петров.

Такой же символизм он видит в регулярных обстрелах Центрального парка культуры и отдыха — одного из любимых мест отдыха харьковчан, который стал визитной карточкой города.

«Они показательно уничтожают Парк Горького. С той же целью били по Саржиному Яру. Это символические акты», — резюмировал Петров.