Война и налоги: Пять изменений, о которых следует знать бизнесу
7 марта вступили в силу изменения в налоговое законодательство в период действия военного положения. Окончательная редакция изменений, опубликованная в печатном источнике, отличается от текста нововведений, уже имеющихся в сети.
5 важных налоговых изменений, относящихся к операционной деятельности бизнеса.
1. Законы, вводящие новые правила
По состоянию на 9 марта 2022 года такой закон только один.
7 марта вступил в силу Закон Украины № 2118-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» (законопроект № 7125).
Обращаем внимание, что проект Закона № 7121 о защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны не регулирует уплату налогов. Вступившая в силу редакция четко предусматривает, что этот акт не распространяется на налоговые правоотношения, а касается правил предоставления аудиторской, финансовой, бухгалтерской отчетности (Закон Украины № 2115-IX).
Кроме того, на сайте президента Украины речь идет об освобождении от уплаты налога на землю и арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности на всех территориях, где ведутся боевые действия, об освобождении ФЛП 1 и 2 группы от уплаты ЕСВ. По состоянию на 9 марта 2022 года законы или законопроекты, предусматривающие такие освобождения, отсутствуют.
2. Остановка течения сроков, определенных налоговым законодательством
Закон Украины № 2118-IX (далее — Закон) предусматривает, что для налогоплательщиков и налоговых органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
В отличие от «карантинных» налоговых правил Закон не предусматривает, какие именно сроки имеются в виду. Следовательно, такими сроками считаются все сроки, определенные Налоговым кодексом как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, например, сроки для:
- уплаты налоговых обязательств,
- обжалования налоговых уведомлений-решений,
- рассмотрения жалоб налогоплательщиков,
- представления заявления о возврате излишне уплаченных налогов,
- представления налоговой отчетности и информации по запросам налоговых органов,
- представления отчета о контролируемых операциях,
- проведения налоговых проверок и т.д.
3. Всеобъемлющий мораторий на налоговые проверки
Закон предусматривает, что налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются. В отличие от «карантинных» налоговых правил Закон опять-таки не детализирует, какие именно проверки подразумеваются. Таким образом, приходим к выводу, что речь идет о всех видах налоговых проверок: плановых и внеплановых, документальных, фактических, камеральных и т.д.
Сразу возникает вопрос, а как же налоговые проверки, являющиеся предпосылкой для получения бюджетного возмещения НДС, неужели они также запрещены?
Законом приостановлено действие подпунктов 200.10 — 200.12 Налогового кодекса Украины (этот пункт появился в редакции, опубликованной в официальном печатном источнике). Эти пункты предусматривают, что налогоплательщики получают право на бюджетное возмещение при согласовании контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки. Следовательно, Закон разрешает получение бюджетного возмещения без проведения проверки.
Такой всеобъемлющий мораторий на налоговые проверки делает невозможным проведение проверок, проводимых на обращение налогоплательщика, и тех, которые проводятся в ходе начала процедуры реорганизации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности ФЛП, а это может заблокировать работу функционирующего бизнеса.
4. Освобождение от ответственности за нарушение налогового законодательства
Закон предусматривает, что если плательщик не имеет возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, например, соблюдение сроков уплаты налогов и сборов, представление отчетности, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, такой плательщик освобождается от ответственности, предусмотренной налоговым законодательством.
Однако налогоплательщик должен выполнить такие обязанности в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
5. Когда начинают действовать указанные изменения в налоговом законодательстве?
Начало действия изложенных налоговых нововведений связывают с датой введения военного положения (24.02.2022 года). Однако Закон не содержит такого положения и предусматривает, что временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в настоящем Законе. Следовательно, нововведения начинают действовать с 07.03.2022 года — с даты вступления в силу Закона.
А как насчет налоговых правоотношений в период с 24.02.2022 года по 07.03.2022 года? Здесь плательщикам налога пригодится разве что справка Торгово-промышленной палаты, удостоверяющая форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы). Однако предъявление такой справки в будущем может служить лишь основанием для освобождения плательщика от ответственности за нарушение налогового законодательства, несоблюдение сроков и т.п.
Изложенные изменения в налоговом законодательстве принимались в условиях опасности, и очевидно, некоторые нормы не являются идеальными. Надеемся, законодательство будет вскоре усовершенствовано, а также должным образом разъяснено налоговыми органами, дабы сделать невозможным налоговые споры в будущем — когда Украина победит и завершит войну.