На европейском топливном рынке происходит что-то невероятное
Мир идет навстречу, слово за Кабмином
За последние два дня котировки бензина в Европе упали на 200 долларов/т, на дизель — 340 долларов/т. Или на 15−20%!
Похоже страхи по поводу эмбарго в отношении России исчезли. Мир свыкается с мыслью о будущем без кровавых углеводородов. Сигналом к снижению очевидно послужили заявления Арабских Эмиратов, Венесуэлы и США с призывами увеличить добычу нефти.
Для нас это безусловно хорошие новости. Если еще вчера повышение цен на АЗС до 50 грн и выше не вызывало сомнений, то сейчас теоретически этого можно будет избежать. А при активных действия правительства и Рады — занырнуть и под 40 грн/л.
Расчеты показывают, что в новых условиях себестоимость поставки по текущим мировым ценам составляет 43 грн за литр по обоим продуктам. Добавим сюда установленную Минэкономики наценку 4,5 и 5 грн/л и получим стоимость на АЗС.
Но проблема в том, что пока действует довоенная формула расчета, рассчитанная на российско-белорусские поставки. И она на вторую декаду марта показывает максимум 43 грн, но уже с наценкой. Это означает, что каждый «европейский» литр будет обходиться поставщикам в те же минус 4,5−5 грн/л.
Для примера: на оптовом рынке дизтопливо сегодня стоит 42 грн/л, тогда как «рекомендованная» цен на АЗС — 36 грн/л. На вторую декаду марта формула Минэко покажет максимум 43 грн/л, но кто будет торговать и везти топливо в таких условиях?
Необходимо решение об отмене НДС и акциза, а также о пересмотре формулы предельных цен. В этом случае цены будут 32 и 35 грн/л на бензин и ДТ. А главное — откроются шлюзы для новых поставок.